Схема водопроводов для водоснабжения из скважин к частному дому

Схема водопроводов для водоснабжения из скважин к частному дому

Все больше людей желают построиться и жить в своем доме. Но выделяемые земельные участки располагаются на неосвоенных окраинных землях, где нет центрального водоснабжения. И тогда единственным вариантом остается автономное водоснабжение из скважины.

  1. Правильный выбор места под скважину для воды
  2. Типы скважин для частного водопровода
  3. Особенности подбора оборудования для скважин разных типов
  4. Как выбрать диаметр труб для наружного водопровода
  5. Расчеты системы водоснабжения
  6. Устройство водопровода из источника под домом
  7. Монтаж системы водопровода
  8. Схемы подключения
  9. Колодец или скважина глубиной больше 8 метров
  10. Ёмкость с насосной станцией
  11. Ёмкость с самотечным водопроводом
  12. Разводка водопровода своими руками по схеме
  13. Правила прокладки труб в доме
  14. Монтаж трубопровода внутри помещения
  15. Практические советы по разводке трубопровода по дому

Правильный выбор места под скважину для воды

Единых требований о санитарной зоне вокруг скважины для питьевой воды для частного дома нет. Но в разных документах содержатся отдельные требования, которые можно обобщить. Так скважина должна быть на расстоянии не менее:

  • 30 метров от септика;
  • 5 метров от дома;
  • 15 метров от хозяйственных построек, включая и для домашних животных;
  • 20 метров от соседней скважины;
  • 5 метров от дороги;
  • на более высоком месте по отношению к септику.

К сожалению, не всегда можно соблюсти все эти требования. В таком случае скважину нужно расположить на максимально возможном расстоянии от перечисленных объектов.

Типы скважин для частного водопровода

Скважины делят на три типа:

  1. абиссинская;
  2. на песке;
  3. артезианская.

Отличаются они не только глубиной, но и забором воды из поверхностного водоносного слоя, первого водоносного слоя и второго. По чистоте и качеству воды, чем глубже, тем лучше.

Больший слой песка, глины и известняка – лучше фильтрация, чище вода. Но у воды из глубоких скважин высокое содержание растворенных минеральных веществ.

Устройство абиссинской скважины можно выполнить вручную и даже самому, при наличии приспособления. Скважины на песке и артезианские заказывают буровой бригаде.

Особенности подбора оборудования для скважин разных типов

Для скважины с уровнем воды до 5 метров от поверхности можно использовать поверхностный насос, с глубиной всасывания 8 метров. При отборе воды её уровень понижается, так что 3 метра являются запасом по высоте. Существуют насосы с эжектором, способным поднимать воду с глубины 30 метров.

Но надежный вариант это погружной глубинный насос. Их стоимость дороже, но гарантированно подадут воду и создадут нужный напор. Только не следует брать их дешевый аналог – вибрационный насос. Вибрация пагубно воздействует на обсадную трубу скважины и на образующуюся подземную полость в месте установки фильтра. Такие насосы предназначены для водоснабжения из глубоких колодцев.

Как выбрать диаметр труб для наружного водопровода

Для водоснабжения дома достаточно стальной трубы 32 мм внутреннего диаметра. Пластиковую трубу можно ставить даже 25 мм, поскольку она на много меньше подвержена зарастанию отложениями. Но увеличение диаметра на один размер не помешает, особенно если на одной трубе будет и дом, и баня и полив земельного участка.

Расчеты системы водоснабжения

Перед выбором насоса нужно посчитать необходимые производительность и напор. На одного проживающего берется 250 – 300 литров в день. Этот объем насос должен подать за 3-4 часа, поскольку основной водоразбор происходит вечером.
Также насос должен обеспечить водой самый водозатратный процесс. Как правило, это полив растений. Следовательно насос должен обеспечивать от 1,5 до 2,5 м 3 в час.

Устройство водопровода из источника под домом

Водоснабжение в частном доме из скважины под домом, не самый лучший вариант. Он требует дополнительных затрат на монтаж и значительно усложняет обслуживание оборудования. Кроме того, в подвале будет всегда присутствовать повышенная влажность, что плохо для конструкций и отделки дома. Но такая схема оправдана в районах с низкими зимними температурами.

Применение пластиковых труб в качестве обсадных и для глубинного насоса, намного упростила эксплуатацию скважины и её обслуживание в подвале.

Монтаж системы водопровода

В настоящее время уже редко используют стальные трубы для водоснабжения дома. Более качественные и удобные материалы это полипропиленовые и полиэтиленовые трубы. Первые применяют для внутренней разводки воды, вторые, если нужно проложить водопровод из скважины в земле. Полипропиленовые плохо переносят воздействие отрицательных температур. Уже при -5 0 в пластике появляются микротрещины, приводящие к значительному сокращению срока их службы.

Схемы подключения

Стандартная схема подключения скважины к водопроводу в доме, как и к дачному домику, следующая: насос, автоматический регулятор давления насосной станции, уличный полив, фильтр грубой очистки, гидроаккумулятор фильтр тонкой очистки или очистная станция.

Колодец или скважина глубиной больше 8 метров

Если уровень воды в скважине или колодце ниже 8 метров, то устанавливают погружной насос. В приямке скважины или рядом с колодцем можно подключить автоматику, фильтр и гидробак. А можно установить их в доме, на работу насоса это никак не повлияет.

Ёмкость с насосной станцией

Если уровень воды менее 8 метров, то можно использовать насосную станцию, которая может быть смонтирована на баке-аккумуляторе вместе с автоматикой. Станция может размещаться на некотором расстоянии от скважины или насоса. Например, в утепленном помещении в районах с низкими температурами зимой.

Читайте также:
Стоимость каркасного дома

Ёмкость с самотечным водопроводом

Если дебет скважины или колодца небольшой, то применяют малопроизводительные насосы с накопительной ёмкостью. Ёмкость размещают в самом высоком месте, например, в утепленном чердаке. Если дом двухэтажный, то напор воды будет приемлемым для пользования самотечным водопроводом на первом этаже.

Но комфортный напор должен быть не менее 25 – 30 метров, что в частном доме невозможно. Поэтому после накопительной ёмкости устанавливают повышающий насос, который будет создавать комфортное давление 2,5 – 3,0 бара. А саму ёмкость можно расположить на любой высоте. Запаса воды в 300 – 500 литров вполне достаточно для бытового использования. Для полива участка может понадобиться ёмкость на 2 – 3 м 3 . Кстати, автоматическое реле позволяет регулировать давление.

Разводка водопровода своими руками по схеме

Водоснабжение от скважины к дому выполняют из металлопластиковой трубы. Для её соединения с оборудованием и внутренней сетью используют фитинги, которые собираются на резьбе. Достаточно иметь разводной ключ.

Правила прокладки труб в доме

Трубы в доме можно проложить открыто по стене и скрытно в штробах. В любом случае их крепят на клипсы с расстоянием 40см. Трубы в стене желательно теплоизолировать мерилоном, пористым материалом, как поролон, в виде чулка, одеваемого на трубу. Он позволит компенсировать небольшие расширения труб при изменении температуры воды.

Монтаж трубопровода внутри помещения

Монтаж труб выполняется последовательно от точки подключения к входящей трубе до точки водоразбора. После окончания монтажа обязательно следует опрессовать трубопровод, давлением выше рабочего на 10 – 15%. Или попользоваться водой в течение 3 – 5 дней. И только после этого заштукатурить скрытно проложенный водопровод.

Практические советы по разводке трубопровода по дому

  1. Схему прокладки труб следует выбирать без арок над дверными проемами. Если это невозможно, то в наивысшей точке желательно установить спускник воздуха, а еще лучше автовоздушник.
  2. Трубы желательно прокладывать с небольшим уклоном, чтобы можно было слить всю воду. Особенно это актуально для загородного дома или дачи, в которых нет проживания зимой. Чтобы полностью освободить систему на время холодов от влаги, желательно продуть водопровод потоком теплого воздуха.
  3. К отдельной точке водоразбора можно прокладывать трубу диаметром 16 мм. Но если на участке 3 и более точек водоразбора, то до первых точек диаметр трубы следует увеличить до 20 мм.

Обустройство скважины и ввод водопровода в дом:

Водоснабжение дома из скважины своими руками

Одна из важнейших задач владельцев загородных домов, это организация системы водоснабжения. И здесь существует несколько способов – подключиться к общему водопроводу, пробурить скважину или вырыть колодец.

Поскольку качество воды из колодца редко бывает удовлетворительным, а центрального водопровода может не быть поблизости, то эти варианты отпадают. Поэтому, скважина в частном доме, становится наиболее подходящим вариантом.

  • Плюсы и минусы скважин
  • Виды скважин
  • Схема водоснабжения из скважины
    • Основные нюансы
    • Схемы водоснабжения
    • Двухступенчатая система
  • Организация водопровода
    • Бурение
    • Из чего состоит скважина
    • Прокладка водопровода
  • Выбор и подключение насоса
    • Установка насоса
  • Общие рекомендации

Плюсы и минусы скважин

Фактически, скважина это отверстие в земле, которое бурится на глубину залегания нужного водоносного слоя. Затем в это отверстие заводится обсадная труба и подключается насосное оборудование.

Самое главное достоинство любой скважины – это ее автономность. Т.е. владелец дома становится полностью независимым от центральных коммуникаций. А кроме того, у них есть и другие достоинства:

  • чистая вода – у разных источников, состав воды будет отличаться, однако чаще всего, вода, добытая из скважины пригодна для питья;
  • высокая производительность – средний дебет составляет 3 м3час, а у артезианских источников, этот показатель может достигать 6 м3час, что полностью перекрывает потребность в воде для большинства частных домов;
  • длительный срок службы – в зависимости от типа, источник может прослужить 30-50 лет;
  • стоимость воды получается дешевле, чем из центрального водопровода.
  • бурение скважины на даче и ее полноценное обустройство требует больших финансовых затрат;
  • есть зависимость от электричества;
  • скважина требует проведения периодических профилактических работ;
  • есть риск заиливания и пересыхания.

Также, для получения хорошего качества воды, нужно делать систему фильтрации. А, для постройки артезианского источника, потребуется получить разрешение.

Виды скважин

Существует несколько основных типов источников, которые отличаются глубиной и технологией устройства:

  • скважина на песок – имеет глубину 15-30 метров;
  • игла – еще одно название абиссинский колодец. Обычно не превышает 15 метров в глубину, считается одним из самых лучших вариантов для частного дома, однако имеет ряд геологических ограничений;
  • артезианская скважина – самый дорогостоящий вид, имеет глубину более 50 метров и питается из известняковых слоев.

Все виды имеют свои преимущества и недостатки. А также отличаются стоимостью изготовления и технологией обустройства. Подробнее об этом, можно прочитать в статье “Принцип работы скважины” .

Разные виды скважин

Схема водоснабжения из скважины

Автономный водопровод в частном доме от скважины, включает в себя такие элементы:

  • источник водоснабжения;
  • насосное оборудование;
  • приямок или кессон для размещения оборудования и защиты скважины от промерзания;
  • трубопровод;
  • систему фильтрации;
  • резервный бак или гидроаккумулятор;
  • точки потребления;
  • систему автоматики.

Вообщем, системы водоснабжения загородного дома не ограничиваются одной лишь скважиной.

Читайте также:
Установка откатных ворот для дачи. Откатные ворота своими руками: особенности монтажа, установки и правильной эксплуатации

Простая схема водоснабжения

Основные нюансы

Основные задачи, которые должна решать система водопровода, это:

  • обеспечение постоянного давления в системе;
  • защита оборудования от гидроудара;
  • создание давления, достаточного для бесперебойного пользования водой.

Поэтому важный элемент водопровода – это накопительный бак. Он служит буфером между насосом и потребителями и выравнивает давление в системе. Также, он снижает количество включений насоса – он подключается только для наполнения бака, а не каждый раз, когда в доме открывается кран. Обычно, для этих целей устанавливается либо гидроаккумулятор, либо накопительный бак с большой емкостью.

Схемы водоснабжения

Вообще, существует несколько схем, по которым делается устройство водоснабжения:

  • с накопительным баком;
  • с гидроаккумулятором;
  • двухступенчатая система.

Вариант с накопительным баком считается самым простым и бюджетным.

Он реализуется так:

  • в самой верхней точки дома устанавливается накопительная емкость;
  • к ней подключается трубопровод;
  • бак оснащается простейшим поплавковым выключателем, который будет отключать насос по мере его наполнения;
  • от емкости делается разводка водопровода по точкам потребления.

Минус такого подхода в том, что, во-первых, нужно место для установки бака, а во-вторых то, что конечное давление будет зависеть от высоты его установки. Кроме того, при включении нескольких потребителей, давление будет неизбежно падать.

Схема водоснабжения в частном доме с использованием гидроаккумулятора, лишена этих недостатков. Его можно разместить рядом с насосной станцией, а благодаря своему устройству, он способен поддерживать постоянное давление в системе водопровода.

Двухступенчатая система

В некоторых случаях, максимальный расход воды может превышать общую производительность, которую создает оборудование для водоснабжения из скважины. Поэтому система, комплектуется дополнительными элементами.

Делается это так:

  • сразу же после насосной станции, устанавливается бак с емкостью 500-1000 литров;
  • он оснащается поплавковым выключателем;
  • к емкости подключается дополнительный насос, который будет закачивать воду в систему;
  • после него монтируется гидроаккумлятор.

Схема с насосной станцией

Таким образом, создается дополнительный резерв воды, который может использоваться во время пикового потребления.

Организация водопровода

Правильная организация системы водоснабжения загородного дома включает в себя такие этапы:

  • составление проекта – в нем необходимо рассчитать необходимую производительность, определить точки потребления и составить схему водопровода;
  • бурение скважины;
  • прокладка водопроводных труб;
  • подключение насоса и монтаж дополнительного оборудования.

Бурение

Прежде чем начинать бурение, нужно правильно определить место для расположения источника. На это влияет несколько факторов – как геологические, так и эксплуатационные. Подробно о правилах выбора места, можно прочитать в статье “Как определить место для бурения скважины”.

Для бурения, существует несколько технологий:

  • ударно-канатный метод;
  • шнековый метод;
  • гидробурение;
  • роторный способ;
  • забивное бурение.

Способ как сделать скважину на даче своими руками, выбирается исходя из типа источника, выбранного места и геологических условий. Подробно обо всех существующих способах написано в статье «Как правильно пробурить скважину на воду».

Устройство скважины

Источник для воды, это не просто отверстие в земле. На самом деле, это сложная конструкция, которая состоит из таких элементов:

  • обсадная труба – защищает источник от обрушения грунта и служит основной магистралью для подачи воды, подробнее о видах обсадных колонн, можно прочитать в статье «Трубы для скважины»;
  • кессон – представляет собой пластиковую или металлическую емкость, которая устанавливается в верхней части обсадной трубы. Он защищает источник от промерзания и служит местом для установки необходимого оборудования;
  • оголовок – крышка для обсадной трубы, к нему подвешивается насос, а также она защищает трубу от попадания грязи;
  • насос – устанавливается в обсадную трубу и закачивает воду в систему водопровода. Модель подбирается исходя из габаритов обсадной колонны, о них можно узнать из статьи «Размеры скважины».

Устройство скважины для частного дома

Один из важных этапов при обустройстве источника – это качество воды. Поэтому сразу же после бурения, нужно сдать пробу на анализ в лабораторию. А на основе результатов, подбирается система очистки воды из скважины для частного дома. Это очень важный момент организации водопровода, т.к. для каждого типа источников, характерны свои загрязнения.

Прокладка водопровода

Если планируется круглогодичное использование скважины, трубы нужно укладывать в траншеи с глубиной, ниже уровня промерзания. При этом не лишним будет их дополнительное утепление.

Систему уличного водопровода можно сделать из таких материалов:

  • металл;
  • металлопластик;
  • полиэтилен;
  • полипропилен.

Естественно, что лучше выбирать пластиковые трубы – они не поддаются коррозии, а на внутренних стенках не образуются отложения. Кроме того, монтировать их гораздо легче, чем металлические.

В дом водопровод проводится через фундамент – это защищает его от промерзания. А к обсадной трубе она подключается либо через кессон, либо с использованием скважинного адаптера.

Также, вместе с трубой прокладывается и электрический кабель для подключения насоса. Он должен быть запакован в специальную гофру, чтобы не было контакта с землей.

Ввод водопровода в кессон

Выбор и подключение насоса

Подбор насоса нужно делать уже после того как скважина пробурена. Т.к. его выбор должен основываться на характеристиках источника. Что нужно знать для правильного выбора устройства:

  • глубина скважины и высота водяного столба;
  • производительность источника;
  • расход воды потребителями;
  • диаметр обсадной трубы.

Обычно, используются либо центробежные, либо роторные погружные насосы. Еще один вариант – использование вибрационных устройств. Однако, несмотря на дешевизну, их лучше не использовать, т.к. они разрушают стенки скважины.

Читайте также:
Схемы освещения лестницы в доме

При покупке устройства, нужно обращать внимание на его мощность и максимальную глубину подъема. Эти характеристики должны быть с запасом – если насос будет работать на пределе своих возможностей, он быстро выйдет из строя.

Подключение насоса

Для подвешивания насоса в скважине, нужно использовать прочный стальной трос – если агрегат упадет в обсадную трубу, его будет очень проблематично достать. Кроме того, желательно оборудоваться простейшей лебедкой – так будет гораздо легче опустить насос в обсадную трубу. Тем более, к его весу прибавляется и масса трубы.

  • к насосу подключается обратный клапан;
  • на клапан накручивается муфта и он подсоединяется к водопроводной трубе;
  • электрический кабель нужно зафиксировать пластиковыми хомутами к трубе через каждые 2-3 метра;
  • насос заводится в скважину и устанавливается на глубине около 2-х метров от дна;
  • кабель и труба продеваются через оголовок и фиксируются зажимами.

После этого, водопровод подключается к основной магистрали и делается пробный запуск. Если вода пошла, значит все сделано правильно.

Полная схема подключения скважины к загородному дому

Общие рекомендации

Когда делается устройство водоснабжения в частном доме, следует придерживаться таких правил:

  • обычно, погружной насос это довольно мощный потребитель электроэнергии. Поэтому его подключение лучше делать через стабилизатор напряжения;
  • при прокладке водопровода, нужно учитывать глубину промерзания почвы – она отличается в каждом регионе;
  • система должна обязательно включать гидроаккумулятор или бак с большой емкостью;
  • трубопровод нужно прокладывать с небольшим уклоном и предусматривать в кессоне возможность полного слива воды.

Чтобы обеспечить водоснабжение частного дома, нужно знать, как обустроить скважину на даче своими руками и как правильно подобрать и подключить оборудование. На самом деле, это довольно сложный комплекс работ, поэтому желательно как минимум, проконсультироваться со специалистами.

Похожие записи

Самостоятельный ремонт питьевых скважин

Как забить скважину на воду самостоятельно: порядок работ

Где лучше бурить скважину: дома или снаружи?

Как вытащить трубу из скважины своими руками
Отправить

Нажимая кнопку “Отправить”, вы принимаете условия политики конфиденциальности и даете свое согласие на обработку персональных данных на условиях и для целей, указанных в нём.

Холодный асфальт: характеристики,применение,виды,состав,хранение,фото,описание

Холодный асфальт – специфический многокомпонентный материал, поступающий в продажу навалом, в мешках или ведрах в виде, готовом к применению. Имеет в составе мелкозернистый щебень, битум, органические кислоты, полимеры и пластификаторы. От выбранного состава зависят характеристики конечного продукта, например при каких условиях возможна укладка холодного асфальта.

Характеристики и области применения

Сферы применения этого материала определяются его особыми качествами, к которым относятся:

  • Поступление в продажу в виде, полностью готовом для создания дорожного покрытия.
  • Возможность транспортировки в небольших грузовых машинах или багажниках грузовых автомобилей.
  • Длительный срок хранения в готовом виде. Смесь без тары может храниться до 12 месяцев, при правильно подобранной таре (чаще всего – полиэтиленовой) – до 24 месяцев без потери эксплуатационных характеристик.
  • Широкий диапазон температур, при которых может производиться укладка: от -15 до +40°C.
  • Высокая скорость работ, отсутствие необходимости в привлечении тяжелой техники и многочисленных рабочих.
  • Безопасность использования, благодаря отсутствию горячих процессов.

Основным отличием холодного асфальтобетона от горячего является набор прочности в результате не остывания материала, разогретого перед укладкой, а испарения углеводородов, содержащихся в его компонентах.

Холодная асфальтобетонная смесь используется для:

  • Производства срочного восстановительного ямочного ремонта на дорогах с различной степенью транспортной нагрузки, площадках рядом с АЗС, автомобильных стоянках во дворах многоэтажных домов. Если для аналога, укладываемого горячим способом, требуется тщательно подготовленное сухое основание, то холодный асфальт менее требователен к погодным условиям и влажности основы.
  • Гидроизоляции плоских кровель.
  • Устройства отмостки от фундамента.
  • Асфальтирования садовых дорожек и придомовой территории.
  • Уплотнения мостовых и дорожных терморасширительных швов.
  • Восстановления покрытия после установки решеток для водостока.

Состав.

Состав холодного асфальта, на самом деле, мало, чем отличается от асфальта для горячей укладки.

Разница заключается, в добавлении специальных веществ (модификаторов), которые не дают битуму затвердеть.

Это очень важно для использования готовой смеси.

Таким образом, достигается определенная пластичность, позволяющая работать полученной смесью, на протяжении длительного времени.

Срок хранения.

Готовая смесь холодного асфальта, имеет длительный срок хранения от 10 месяцев до 1 года.

При работе, не требуется специальной подготовки поверхности и применение инструмента и техники для ремонта.

Восстановление дорожного покрытия, можно производить в условиях отрицательных температур.

Это свойство, позволяет использовать его, в районах с холодным климатом.

Смесь изготавливают с применением высокопрочного мелкозернистого щебня, предварительно очищенного и прошедшего интенсивную сушку.

Смесь холодного асфальта, проходит подготовку на специальном оборудовании асфальтобетонных заводов.

Щебень, определенной фракции, перемешивается в смесителях, при порционном добавлении битума.

Продолжительность перемешивания компонентов холодного асфальта составляет 20…25 секунд.

Фракции щебня, предварительно разогревается до определенной температуры, но не выше 100 С.

Объем добавляемого в смесь битума должен составлять от 4,2 до 4,5% от массы щебня.

Полимеризация.

Окончательным технологическим этапом производства холодного асфальта после перемешивания щебня с битумом, является добавление специальной добавки.

Объем специальной добавки при производстве смеси составляет 25…35% от веса битума.

Читайте также:
Турник - брусья своими руками в квартире (чертежи)

От количества используемой в смеси добавки зависит продолжительность хранения холодного асфальта, с сохранением всех своих свойств.

Добавку в смесь можно подавать по средствам дозирующих установок, которые применяться для адгезивов.

Подавать добавку в смеситель необходимо отдельно. Смешение добавки непосредственно с битумом не допустимо.

Время перемешивание смеси 20…25 секунд, после чего смесь холодного асфальта готова к использованию.

Использование модификаторов, позволяет битуму сохранять свои свойства, не полимеризуясь длительное время, на открытом воздухе.

Процесс полимеризации битума, начинается во время проведения работ. При воздействии с атмосферой, полимерные вещества, образовывавшие защитную пленку, разрушаются.

Производят этот материал по нескольким технологиям:

1.Без нагревания, добавление в качестве вяжущего битумных добавок позволяет изготавливать смесь без нагревания, изготовленный по этой технологии состав дает лучшую сцепку с поверхностью, даже увлажненной и не нуждается в охлаждении после приготовления.
2.С нагреванием, в этом случае смесь изготавливается по такой же технологии, что и горячий асфальт. Минеральные наполнители проходят процесс сушки и нагреваются до 110 градусов, затем в смесь добавляется битум, после перемешивания готовый состав с температурой 105 градусов отправляется для охлаждения до 25 градусов и затем фасуется в емкости для реализации.
Храниться готовая смесь может, в зависимости от условий хранения и видов применяемых битумов, от двух недель до полугода.
При плюсовых температурах смесь может храниться под открытым небом, вне помещений.

Виды холодного асфальта

Асфальты, в том числе и холодный, подразделяются в зависимости от массовой доли щебня в составе смеси:

  1. Если доля щебня в составе не меньше половины, асфальт относится к классу А.
  2. При количестве щебня от 40 до 50 процентов, асфальт относится к классу В.
  3. Имеется и состав, где щебня нет, в качестве наполнителя используются песок и каменная крошка, отсев приготовления щебня, относят такой состав к Д классу. Этот состав хрупкий, областью применения является устройство различного вида дорожек в садах и парках.

Применение

Применяется холодный состав для ямочного ремонта дорожного покрытия автомобильных дорог, чтобы не допустить дальнейшего разрушения дороги. Ремонт производится небольшими участками, рекомендуется укладывать смесь на площади не более 5 квадратных метров. Меньшая прочность смеси в сравнении с традиционным асфальтом обусловила его применение на дорогах от 3 до 5 категории.
Несмотря на довольно высокую стоимость, холодный асфальт в настоящее время широко используется благодаря имеющимся преимуществам перед другими видами материалов, его сферами применения являются:

  1. Производство ямочного ремонта дорог и площадок.
  2. Устройство отмостки и подъездов к домам.
  3. Ландшафтное благоустройство.
  4. Обустройство дорожных люков.
  5. Перроны вокзалов, виадуки.
  6. Различные труднодоступные места путепроводов, устранение колеи на дорогах.
  7. Устройство плоских кровель, гидроизоляция водостоков.
  8. Устройство полов в гаражах и мастерских.

Широта применения смеси обусловлена простотой его применения, отсутствием необходимости в специальной технике и механизмов, возможностью применения в широком диапазоне температур.

Преимущества

  1. Для транспортировки необязательно использование специализированного транспорта, мелкая фасовка позволяет использовать любую технику, вплоть до легковых автомобилей.
  2. Возможность долгого хранения, в зависимости от вида используемой тары может храниться до двух лет без потери свойств.
  3. Возможность обеспечить качество проводимых работ в широком диапазоне температур, при правильном подборе смеси можно использовать при отрицательных температурах, что обеспечивает продление строительного сезона.
  4. Отсутствие необходимости в продолжительных подготовительных работах позволяет ускорить проведение работ в два раза по сравнению с технологиями укладки горячего асфальта.
  5. Применение материала не может привести к травмам, упрощается соблюдение техники безопасности исполнителями работ.
  6. Применение смеси, несмотря на стоимость, при выполнении некоторых работ экономически привлекательно, для проведения некоторых работ, например, ямочного ремонта, потому что нет нужды в привлечения большого количества исполнителей.
  7. Холодный асфальт не требует дополнительной подготовки к применению, его можно использовать сразу после доставки.
  8. Холодный асфальт можно применять и зимой, нужно, чтобы смесь имела температуру не ниже 5 градусов, в то время как горячий асфальт требует нагрева от 80 градусов. Использование горячего асфальта возможно до середины октября, на морозе он не успевает затвердеть, становится хрупким и будет трескаться.

К недостаткам смеси следует отнести стоимость асфальта, при строительстве дорог его применение обходится слишком дорого. Также следует учесть, что твердеет он не сразу, его не следует использовать на трассах, где происходит частое торможение автомобилей. Смесь имеет прочность и водостойкость меньшие, чем у горячего асфальта, поэтому применяется он на строительстве дорог с менее интенсивным движением.

Приготовление смесей

Состав холодного асфальтобетона рассчитывается по тем же методикам что и горячие асфальтобетонные смеси. Одна особенность — для увеличения значений слёживаемости, при длительном хранении, объем нефтяного битума сокращают на 10–15%.

Производство холодного асфальта выполняется в бетоносмесительных агрегатах периодического действия двумя способами:

  1. С нагревом минеральных составляющих до 80—110°С.
  2. Без нагрева — с применением битумных эмульсий с модифицирующими добавками.

Приготовление асфальтобетонной смеси с предварительным разогревом и сушкой компонентов происходит в следующей последовательности:

  1. Холодные минеральные заполнители, по транспортеру, поступают в сушильный барабан.
  2. Там они сушатся, нагреваются до рабочей температуры (110°С) и подаются в дозаторное устройство.
  3. Из дозатора, по окончанию взвешивания, они поступают в смеситель.
  4. Далее, нагретый до определенной температуры минеральный порошок, вводят в сухую растворную смесь.
  5. Смешивают все компоненты и добавляют горячий битум.
  6. В последнюю очередь, вводят модифицирующие добавки, продлевающие сроки хранения готового материала.
  7. Затем готовый асфальт (температура 95—105°С) вывозят на подготовленную площадку и при помощи фронтального погрузчика перемешивают, что обеспечивает быстрое охлаждение смеси до рекомендуемых значений (25°С).
  8. Далее, полученную рыхлую холодную смесь фасуют в мешки или складывают в отвал для длительного хранения.
  • холодные песок и щебень дозируют и добавляют в смеситель;
  • затем добавляют минеральную добавку;
  • все тщательно перемешивают и добавляют холодную модифицированную битумную эмульсию;
  • в течении 15–20 минут перемешивают, и отгружают в отвал или фасуют в подготовленную тару.
Читайте также:
Ширма своими руками: 5 пошаговых инструкций с фото и видео

Укладка асфальта

Процесс укладки холодного асфальтобетона своими руками рассмотрим на примере ямочного ремонта дорожного покрытия (см. видео в этой статье).

Работы по ремонту выбоин на дефектных участках дороги обычно выполняют следующими методами:

  • с вырубкой асфальта;
  • без вырубки.

Инструкция по выполнению ремонта покрытий с вырубкой выглядит следующим образом:

  • очистка дефектного участка от мусора;
  • разметка границ поврежденного участка прямыми линиями, с захватом на 30–50 мм площади целого покрытия;
  • выпиливание или вырубка по намеченному контуру дефектного покрытия с удалением извлеченного материала;
  • укладка холодного ремонтного состава в подготовленное углубление;
  • уплотнение смеси виброплитами весом от 60 кг.

Подсказки: при незначительных повреждениях дорожного полотна, допускается укладка холодного асфальта без уплотнения, с последующей укаткой отремонтированного участка колесами проходящего автотранспорта.

Последовательность выполнения дорожных работ без вырубки основания выполняется в той же последовательности и теми же способами, только без демонтажа дефектного покрытия. В последнее время в дорожном строительстве с использованием холодных смесей используют наиболее перспективный и экономичный метод ремонта дорожных одежд — холодная регенерация асфальтобетона (рециклинг).

Технология рециклинга представляет собой холодное фрезерование асфальтобетонного покрытия (измельчение), с последующим перемешиванием снятого материала и нижележащих слоев дорожного полотна.

Процесс холодной регенерации асфальта проходит в следующей последовательности:

  • измельчение верхнего слоя дорожных одежд;
  • перемешивание снятого и раздробленного материала с дополнительным количеством модифицированного битума с добавлением, если необходимо, новых заполнителей;
  • укладка готовой смеси;
  • уплотнение уложенного асфальта ручным или механизированным способом.

Рециклинг применяют в следующих случаях:

  • для ремонта старого основания с трещинами в случае усиления конструкции дорожных одежд;
  • для восстановления профиля дороги (колея, выбоины и другие дефекты);
  • увеличение вертикальных габаритов путепровода;
  • снижение собственного веса дорожных одежд на действующих путепроводах;
  • сохранения высоты бордюрного камня и отметок водоотводящих систем в границах населенного пункта.

Глубина фрезерования напрямую зависит от состояния дорожного покрытия. Чаще всего снимают только верхний слой, а на следующий уже укладывают новое покрытие из переработанного материала.

Холодная регенерация асфальтобетона новый способ устройства асфальтобетонных покрытий, требующий дальнейшей доработки и совершенствования. Недостаток этого метода заключается в неоднородности получаемых после переработки материалов, особенно битума, который в процессе эксплуатации дороги существенно изменяет свои физико-механические характеристики.

Что такое холодный асфальт. Свойства и особенности

Тот асфальтобетон, из которого построены наши автомобильные дороги, имеет требования в технологии укладки. Одно из них – температуры смеси и окружающего воздуха должны быть достаточно высокие. Значит ли это, что в холодную погоду использование асфальтовых смесей невозможно? Нет. Благодаря тому, что на сегодняшний день существует холодный асфальт.

Главной особенностью, которой обладает холодный асфальт, является возможность использовать его без предварительного разогрева, а также при отрицательной температуре воздуха. Холодный асфальт имеет свои особенности, преимущества и недостатки, о чем мы подробно рассказываем в этой статье.

Чем холодный асфальт отличается от горячего

Ключевое отличие холодной асфальтовой смеси кроется в особенности ее состава. В нем присутствуют растворители, за счет чего битум разжижается не от температуры, а от испарения углеводородов.

Кроме того, холодный асфальт включает в себя щебень только небольших фракций, с гранеными сторонами. За счет этого достигается высокое уплотнение асфальта естественным путем.

Эти и другие особенности холодного асфальтобетона позволяют использовать его при низких температурах и без нагревания. Ниже вы можете видеть сравнительную таблицу характеристик холодных и горячих асфальтовых смесей.

Сравнение характеристик холодного и горячего асфальта

Вид асфальтобетона Температура смеси при укладке Минимальная температура воздуха при укладке Показатели прочности и твердости Показатель влагоустойчивости Стоимость
Холодный асфальт +5°C до -25°C Средние Средние Более высокая
Горячий асфальт +110-130°C до -5°C Высокие Высокие Более низкая

Таким образом, холодный асфальт может эксплуатироваться при более низких температурах и с упрощенным процессом. Однако горячий асфальтобетон показывает более высокие эксплуатационные характеристики.

Преимущества и недостатки холодного асфальта

Главным преимуществом, которым обладает холодный асфальт, является именно возможность его укладки даже холодной зимой, что особенно актуально для нашего климата. Однако холодные асфальтовые смеси имеют еще ряд преимуществ, в сравнении с горячими смесями.

Преимущества, которыми обладает холодный асфальт:

  • возможность применения при существенной минусовой температуре;
  • отсутствие необходимости в разогреве смеси;
  • для укладки холодного асфальтобетона часто не требуются специальные навыки;
  • холодный асфальт укладывается гораздо быстрее других составов;
  • нет необходимости в использовании крупной спецтехники;
  • процесс асфальтирования более безопасный, так как нет контакта с горячими материалами;
  • можно перевозить холодный асфальт даже в багажнике легкового автомобиля;
  • широкая доступность в удобных упаковках;
  • длительный срок хранения;

Однако холодный асфальт уступает в популярности горячему асфальтобетону по ряду причин. Некоторые из них актуальны лишь в том случае, если речь идет о дорожном строительстве.

Читайте также:
Устройство и принцип работы электрического котла

Недостатки холодного асфальтобетона:

  • холодный асфальт более пористый и рыхлый;
  • эксплуатационные характеристики (твердость, прочность и прочее) уступают горячему асфальтобетону;
  • относительно короткий срок службы;
  • невозможно использовать как основной материал при строительстве дорог;
  • показатели влагоустойчивости более низкие, чем у горячей смеси;
  • цена холодного асфальта более высокая;

Несмотря на то, что список недостатков достаточно короткий, ключевыми показателями для асфальтобетона являются эксплуатационные характеристики. Именно поэтому холодный асфальт используют только в некоторых ситуациях, при которых невозможно или неоправданно использование горячих смесей.

Где и для чего используется холодный асфальт

Чаще всего холодный асфальт применяется при локальной укладке/ ремонте либо при асфальтировании территорий, где не предполагается высокая нагрузка:

  • ямочный ремонт асфальта (особенно при низких температурах);
  • срочный локальный ремонт дорожного полотна;
  • асфальтирование садовых тропинок;
  • асфальтирование придомовых территорий;
  • строительство подъездных путей к частному дому;
  • восстановление полотна при установке водостоков;
  • устройство канализационных люков;

Кроме того, что холодный асфальт идеально подходит для срочного ямочного ремонта в холодную погоду, он также является удобным материалом для самостоятельного асфальтирования.

Так как холодный асфальт не нуждается в нагревательном оборудовании, крупной дорожной технике, а его укладку можно произвести без специальных навыков, данный материал часто используется при асфальтировании дорожек и площадок на загородных участках.

Учитывая то, что в таких местах на покрытие не будет оказываться существенной нагрузки, срок службы холодного асфальта будет достаточно длительным. Также материал отлично подходит для строительства тротуаров, однако из-за его стоимости дорожниками чаще используется горячий асфальтобетон.

Технология укладки холодного асфальта

Несмотря на то, что технология укладки холодного асфальта проще, чем укладка горячих смесей, она имеет свои нюансы. Технологический процесс при ямочном ремонте и при асфальтировании, например, садовой дорожки, будет отличаться. Рассмотрим каждый из них.

Технология ямочного ремонта холодным асфальтом:

  • 1. Подготовка поверхности. Очистка от крупного и мелкого мусора, посторонних элементов, грязи и влаги.
  • 2. Выравнивание краев в области проведения работ.
  • 3. Обработка подготовленной поверхности жидким битумом, чтобы обеспечить хорошее сцепление. Ориентировочно 500 мл битума на 1м 2 .
  • 4. Если глубина ямы более 20 сантиметров, можно уложить на дно слой щебня.
  • 5. Далее укладывается сам холодный асфальт.
  • 6. Производится уплотнение асфальтобетона.

При укладке асфальтовой смеси требуется отсыпать уровень на 2 сантиметра выше уровня целостного покрытия. Это связано с тем, что после трамбовки холодный асфальт уменьшится в объеме.

Уплотнение следует производить от краев к центру, по принципу спирали. Когда следы от трамбующего инструмента перестанут оставаться на асфальте, процесс можно завершать.

Технология укладки холодного асфальта на придомовых территориях:

  • 1. Подготовка основания. Создание углубления на необходимом участке.
  • 2. Уплотнение ниши ручным инструментом.
  • 3. Отсыпка слоя песка с последующим уплотнением
  • 4. Отсыпка слоя щебня с последующим уплотнением.
  • 5. Проливка щебня битумными эмульсиями.
  • 6. Далее можно уложить сам холодный асфальт.
  • 7. Уплотнение асфальтового слоя ручным инструментом или спецтехникой.

Также вы можете использовать геотекстиль и геосетку между технологическими слоями. Однако это более актуально для автомобильных дорог, где требуется равномерно распределять нагрузка от автотранспорта. На пешеходные дорожки не будет оказываться серьезного давления, поэтому использование данных материалов не обязательно. Также не обязательно отсыпать холодный асфальт выше необходимого уровня.

Из чего состоит холодный асфальт

Общий состав, которым обладает холодный асфальт, практически идентичен составу горячих асфальтовых смесей. Однако есть некоторые детали, которые и делают данный материал отличным от «конкурентов».

Состав холодного асфальта:

  • щебень небольших фракций;
  • жидкий битум;
  • песок;
  • пластификаторы;
  • растворители;
  • другие добавки;

Состав может быть изменен при добавлении производителем каких-либо компонентов. Также соотношение данных компонентов влияет на качество материала.

Особенности состава холодного асфальта

1. Используются относительно небольшие фракции.

2. Имеет кубовидную форму с ровными гранями, чтобы обеспечить плотность при укладке.

3. Предварительно моется в процессе производства, для обеспечения хорошего сцепления.

4. Используется серый и черный щебень, так как именно эти виды лучше сцепляются с битумом.

Какое оборудование нужно, чтобы уложить холодный асфальт

Чтобы уложить холодный асфальт, необязательно использовать крупную дорожную технику, такую как асфальтоукладчики, грейдеры или тяжелые дорожные катки. Во многих случаях будет достаточно ручного инструмента, однако если речь идет о ямочном ремонте автомобильных дорог, использование легкого катка не будет лишним.

Что может потребоваться, чтобы уложить холодный асфальт:

  • отбойный молоток, если речь идет о выравнивании краев при ямочном ремонте;
  • воздушный компрессор для быстрой очистки области ремонта (не обязательно);
  • дорожный каток, чтобы максимально эффективно произвести уплотнение;
  • виброплита, вместо катка, для трамбовки асфальтобетона (также обеспечивает хорошее уплотнение);
  • в некоторых случаях уплотнение производится колесами автомобиля;
  • инструмент для разравнивания асфальтовой смеси при укладке;

Если вы хотите уложить холодный асфальт на загородном участке, то вам потребуется лишь ручной инструмент для уплотнения, а также инструмент для разравнивания. Все остальные действия можно выполнить голыми руками или подручными средствами.

Выводы

Благодаря жидкому битуму, пластификаторам, растворителям, а также определенному виду щебня, холодный асфальт можно укладывать как в теплое время года, так и при низких температурах до -25 ° C. Чаще всего данный материал используется именно в холодные сезоны, когда невозможно использование горячего асфальтобетона.

Читайте также:
Что делать, если разбилась люминесцентная энергосберегающая лампа

Из-за низких эксплуатационных характеристик холодный асфальт нельзя использовать в качестве основного материала при строительстве дорог. Однако холодный асфальт является удобным материалом для ямочного ремонта или асфальтирования участков, на которых не будет высоких нагрузок.

Технология укладки проще, чем в случае с горячим асфальтом, а сам процесс проходит быстрее. Также нет необходимости использовать дорожную технику. При этом стоимость холодного асфальта выше, чем у горячего асфальтобетона.

Холодный асфальт, область применения

Холодный асфальт, область применения

«Холодный асфальт» представляет собой готовую к использованию смесь для ремонта дорожных покрытий. Ремонт можно производить в любую погоду при температуре от –10 до +40 °С, в том числе при наличии осадков. Сразу после укладки «холодного асфальта» по нему может двигаться автотранспорт, при этом отремонтированный участок прослужит не меньше, чем само ремонтируемое покрытие.

Асфальтобетонные смеси на основе МАС-битума имеют трехлетний опыт применения в России, как для ямочного ремонта, так и для строительства дорог, в том числе и с двухслойным покрытием. Ремонт и реконструкция автодорог с использованием МАС-асфальта уже проводились в Ростовской, Самарской, Новосибирской и других областях. Мониторинг всех отремонтированных участков показал высокое качество смесей.

ОТЛИЧИЯ

«Холодный асфальт» производится при более низкой температуре (+70… +80 °С), чем обычный — горячий или тёплый. В его состав входят щебень и специальное битумно-минеральное вяжущее. Уникальность этого материала в том, что его можно использовать при температуре воздуха до –10 °С, т.е. практически круглый год. Для лучшего обволакивания при производстве холодного асфальта используются специальные виды битума, характеризующиеся очень высокой текучестью и эластичностью, а также специальные адгезионные добавки. Правильный подбор каменного материала и вяжущего вещества обеспечивает их хорошее сцепление, а также предотвращает преждевременное окисление щебня при обволакивании битумом.

ПРЕИМУЩЕСТВА

Наносится прямо на поверхность. Не требуется ни нанесения грунтовочного слоя, ни последующих добавок, ускоряющих затвердение.

Можно наносить как ручным способом, так и автогрейдером оснащённым системой нивелирования.

Края ямы или выбоины не нуждаются в предварительной обработке.

Хранится на открытом воздухе до года, без потери качества.

Дорожное движение прерывается только на той части дороги, которая подвергается ремонту. Сразу после уплотнения холодного асфальта движение может быть восстановлено.

Нет необходимости в наличии сложной дорожной техники, ремонт гидропривода которой требует времени и материальных затрат. А операторам этой техники надо проходить повышение квалификации по специальности гидравлика,

Быстрый ремонт может быть легко выполнен одним рабочим с трамбовкой колесами автомобиля, что обуславливает минимальные затраты.

Безотходный, остатки могут быть использованы для следующих работ.

В твердом состоянии сохраняет определенную гибкость (не растрескивается).

Тщательный контроль размера заполнителя дает возможность получения поверхности с коэффициентом трения, соответствующим требованиям ГОСТа.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Быстрое и экономичное создание искусственных подъемов и спусков.

Быстрая заделка дорожных люков, отводов воды на мостах и набережных и выравнивание поверхности.

Быстрый локальный ремонт асфальтных покрытий.

Заделка деформационных швов.

Создание небольших уклонов.

Отделка поверхностей открытых траншей различного технического назначения.

Ремонт фундаментов зданий и сооружений в виде отмостков.

Ремонт подъездных участков промышленных зон и торговых баз.

Ремонт труднодоступных участков дорог.

Ремонт дорог и перекрестков с интенсивным движением.

Ремонт дорог прилегающих к трамвайным и ж/д путям.

Ремонт городских улиц и площадей.

Инструкция по укладке битумно-минерального асфальтобетона

Если укладка планируется при температуре ниже нуля градусов, рекомендуется оставить на ночь перед укладкой смесь в помещении с плюсовой температурой

Произвести очистку выбоины от воды и грязи

Уложить смесь. Толщина слоя должна быть на 25 % больше глубины выбоины

Утрамбовать смесь виброплитой или колесами автомобиля (после трамбовки слой должен выступать над поверхностью окружающего покрытия на высоту 15-20 % от изначальной глубины выбоины)

Присыпать отремонтированный участок отсевом или песком

Асфальтобетон холодный: технология, преимущества

Асфальтобетон холодный — одна из разновидностей дорожных материалов, приготовленных по специальной технологии с использованием модифицирующих добавок и применением особого температурного режима. Холодные асфальтобетонные смеси отличаются от традиционных асфальтобетонов — возможностью сохранения готового к употреблению материала в рыхлом состоянии довольно длительное время, а также его последующей укладкой при сравнительно низких температурах.

Общие сведения

По своей структуре холодная асфальтобетонная смесь отличается от горячего асфальта наличием в своем составе медленногустеющего (МГО или МГ) или средне-густеющего (СГ) дорожного битума. Количество нефтяного битума, выполняющего роль основного вяжущего, составляет 4–6%. Вязкость применяемого битума должна соответствовать маркам МГ70/30 и СГ 70/130.

Класс и вязкость материала для приготовления холодных смесей подбирают с учетом способа и запланированного срока хранения:

  • на складе в затаренном виде (полиэтиленовые мешки и пр.);
  • в буртах — навалом;
  • допустимая температура хранения;
  • качество минеральных компонентов.

Способность готового асфальта оставаться продолжительное время в рыхлом состоянии объясняется наличием на минеральных зернах тонкой нефтебитумной пленки, в результате чего структурные связи в холодном асфальтобетоне настолько слабы, что даже незначительные усилия заставляют их разрушаться.

Благодаря этому свойству, готовые смеси долго остаются в технически пригодном состоянии и легко укладываются тонким слоем при устройстве или ремонте дорожных покрытий. Сроки хранения могут варьироваться в пределах 8–12 месяцев.

Читайте также:
Строительство кирпичных домов «под ключ»

Помимо вяжущего, в состав холодного асфальтобетона входят следующие компоненты:

  • крупнозернистый щебень из твердых горных пород, прочность 60–80 Мпа, размер зерен — 5–20 мм (до 50%);
  • песок из отсевов дробления;
  • минеральный порошок (до 20%);
  • модифицирующие добавки (2–3%).

Расчет состава бетона

Сравнительно низкое содержание щебня и повышенный объем минерального порошка обусловлены применением вышеназванных марок битума, требующих большего количества этих компонентов в период структурообразования холодных смесей.

Подсказки: при увеличении размера зерен (>20 мм) и повышенном содержании щебня (>50%) ухудшаются условия формирования дорожных покрытий.

Классификация холодных составов

Для того что бы получить современное качественное дорожное покрытие необходимо точно ориентироваться на установленные нормы и правила, предусмотренные для определенных марок асфальтобетона. Согласно этой документации, каждый вид асфальта имеет свои индивидуальные особенности, которые проявляются в условиях приготовления и укладки смесей.

Нарушение рекомендуемых технологий, предусмотренных для конкретного типа бетона, повлечет за собой преждевременный износ и разрушение покрытий.

Гост холодный асфальтобетон, в зависимости от структурного состава смесей, предусматривает следующие виды асфальта:

  1. По содержанию щебня:
  • тип холодного асфальтобетона Бх — количество щебня 40%—50%;
  • тип Вх — щебень 30%—40%.
  1. По типу и содержанию используемого песка:
  • Гх — содержание песка 30% и ниже:
  • Дх — объем песка 30–70%.
  1. По величине остаточной пористости:
  • высокопористые (12–18%);
  • пористые (5–12%);
  • плотные (1–5%).

На основании представленных характеристик и отдельных свойств заполнителей, смеси подразделяются на марки, представленные в таблице ниже.

Применение

Холодные смеси, в первую очередь, применяются для оперативного восстановительного ремонта поврежденных участков асфальта с площадью дефектов до 1 м 2 , а также для строительства верхних слоев дорожных одежд дорог III и IV категории:

  • строительство дорог местного назначения с пропускной способностью до 2000 автомобилей в сутки;
  • устройство тротуаров и велосипедных дорожек;
  • пешеходных дорожек на приусадебных участках;
  • благоустройство дворовых территорий;
  • проезжие части путепроводов, мостов и т.д.;
  • ямочный ремонт дорожных покрытий (см. фото).

Главной особенностью данного материала является возможность его применения при любых погодных условиях (дождь, снег) и температурах от +5 до — 5°С.

Преимущества и недостатки

Холодные смеси, в отличие от стандартных горячих асфальтобетонов, набирающих прочность за счет остывания покрытия, твердеют в результате испарения углеводородных соединений, возникающих в период химической реакции модифицирующих добавок и битумного вяжущего.

С учетом этого свойства удается получить следующие преимущества:

  1. Возможность ремонта покрытий в зимний период времени.
  2. Проведение ямочного ремонта без использования специального оборудования и дорожной техники.
  3. Открытие движения транспорта сразу после окончания дорожных работ.
  4. Доступность материала. Фасовка холодных смесей осуществляется в пластиковые контейнеры или полиэтиленовые мешки 25–50 кг, что очень выгодно при проведении мелкого ремонта.
  5. Сроки хранения материала до 10–12 месяцев.

  • Прочность и водонепроницаемость в 2–3 раза ниже чем у горячего;
  • Низкое сопротивление сдвиговым нагрузкам (колейность, волны и пр.);
  • Средняя цена выше чем у аналогичных стандартных смесей.

Приготовление смесей

Состав холодного асфальтобетона рассчитывается по тем же методикам что и горячие асфальтобетонные смеси. Одна особенность — для увеличения значений слёживаемости, при длительном хранении, объем нефтяного битума сокращают на 10–15%.

Производство холодного асфальта выполняется в бетоносмесительных агрегатах периодического действия двумя способами:

  1. С нагревом минеральных составляющих до 80—110°С.
  2. Без нагрева — с применением битумных эмульсий с модифицирующими добавками.

Приготовление асфальтобетонной смеси с предварительным разогревом и сушкой компонентов происходит в следующей последовательности:

  1. Холодные минеральные заполнители, по транспортеру, поступают в сушильный барабан.
  2. Там они сушатся, нагреваются до рабочей температуры (110°С) и подаются в дозаторное устройство.
  3. Из дозатора, по окончанию взвешивания, они поступают в смеситель.
  4. Далее, нагретый до определенной температуры минеральный порошок, вводят в сухую растворную смесь.
  5. Смешивают все компоненты и добавляют горячий битум.
  6. В последнюю очередь, вводят модифицирующие добавки, продлевающие сроки хранения готового материала.
  7. Затем готовый асфальт (температура 95—105°С) вывозят на подготовленную площадку и при помощи фронтального погрузчика перемешивают, что обеспечивает быстрое охлаждение смеси до рекомендуемых значений (25°С).
  8. Далее, полученную рыхлую холодную смесь фасуют в мешки или складывают в отвал для длительного хранения.
  • холодные песок и щебень дозируют и добавляют в смеситель;
  • затем добавляют минеральную добавку;
  • все тщательно перемешивают и добавляют холодную модифицированную битумную эмульсию;
  • в течении 15–20 минут перемешивают, и отгружают в отвал или фасуют в подготовленную тару.

Укладка асфальта

Процесс укладки холодного асфальтобетона своими руками рассмотрим на примере ямочного ремонта дорожного покрытия (см. видео в этой статье).

Работы по ремонту выбоин на дефектных участках дороги обычно выполняют следующими методами:

  • с вырубкой асфальта;
  • без вырубки.

Инструкция по выполнению ремонта покрытий с вырубкой выглядит следующим образом:

  • очистка дефектного участка от мусора;
  • разметка границ поврежденного участка прямыми линиями, с захватом на 30–50 мм площади целого покрытия;
  • выпиливание или вырубка по намеченному контуру дефектного покрытия с удалением извлеченного материала;
  • укладка холодного ремонтного состава в подготовленное углубление;
  • уплотнение смеси виброплитами весом от 60 кг.

Подсказки: при незначительных повреждениях дорожного полотна, допускается укладка холодного асфальта без уплотнения, с последующей укаткой отремонтированного участка колесами проходящего автотранспорта.

Последовательность выполнения дорожных работ без вырубки основания выполняется в той же последовательности и теми же способами, только без демонтажа дефектного покрытия. В последнее время в дорожном строительстве с использованием холодных смесей используют наиболее перспективный и экономичный метод ремонта дорожных одежд — холодная регенерация асфальтобетона (рециклинг).

Читайте также:
Чем и как правильно мыть ламинат?

Технология рециклинга представляет собой холодное фрезерование асфальтобетонного покрытия (измельчение), с последующим перемешиванием снятого материала и нижележащих слоев дорожного полотна.

Процесс холодной регенерации асфальта проходит в следующей последовательности:

  • измельчение верхнего слоя дорожных одежд;
  • перемешивание снятого и раздробленного материала с дополнительным количеством модифицированного битума с добавлением, если необходимо, новых заполнителей;
  • укладка готовой смеси;
  • уплотнение уложенного асфальта ручным или механизированным способом.

Рециклинг применяют в следующих случаях:

  • для ремонта старого основания с трещинами в случае усиления конструкции дорожных одежд;
  • для восстановления профиля дороги (колея, выбоины и другие дефекты);
  • увеличение вертикальных габаритов путепровода;
  • снижение собственного веса дорожных одежд на действующих путепроводах;
  • сохранения высоты бордюрного камня и отметок водоотводящих систем в границах населенного пункта.

Глубина фрезерования напрямую зависит от состояния дорожного покрытия. Чаще всего снимают только верхний слой, а на следующий уже укладывают новое покрытие из переработанного материала.

Холодная регенерация асфальтобетона новый способ устройства асфальтобетонных покрытий, требующий дальнейшей доработки и совершенствования. Недостаток этого метода заключается в неоднородности получаемых после переработки материалов, особенно битума, который в процессе эксплуатации дороги существенно изменяет свои физико-механические характеристики.

Холодный асфальтобетон

Холодный асфальт — это современный инновационный дорожный материал, открывающий уникальные возможности организациям, специализирующимся на обслуживании дорог и дорожном строительстве.

Холодный асфальт используют для быстрого ямочного ремонта автомагистралей, городских улиц, дорожных трещин или просто подъездных путей к собственному дому. Теперь для укладки не потребуется никаких тяжелых машин. Готовый к применению состав можно засыпать в выбоины и ямы, после чего для начала процесса полимеризации достаточно утрамбовать простой трамбовкой или наконец элементарно раскатать колесами своего автомобиля.

Это традиционный асфальт который приготавливается по специально выдержанной технологии с применением модифицированного битума. Особенностью холодного асфальта является, то что он может находиться в рыхлом состоянии длительное время в зависимости от типа хранения, температуры хранения и состава смеси холодного асфальтобетона, а также нет необходимости делать предварительную подготовку перед применением. Холодный асфальтобетон возможно укладывать при минусовой температуре окружающего воздуха.

Основная особенность холодного асфальта заключается в том, что «схватываться» он начинает при непосредственном контакте с кислородом, который постепенно разрушает защитную пленку полимера на битумном вяжущем. Его можно использовать для устройства тротуаров, площадок, строительства дорог, ремонта кровель, мостов, аэродромов.

Основные преимущества холодного асфальта:
  • холодный асфальт может наноситься в холодную погоду до −15°С;
  • ремонтируемое покрытие не требует предварительно подготовки и грунтования;
  • абсолютно готовый, не требующий укатки состав;
  • отличное сцепление с дорожным покрытием и металлом (чугунные и металлические люки);
  • при соблюдении условий хранения, без нарушений упаковки, срок годности практически неограничен.
Сфера применения холодного асфальтобетона

Преимущественно при укладке малых площадей и при проведении текущего ремонта асфальтобетонного полотна, а именно:
– ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия;
– отмостка зданий;
– крыши гаражей;
– виадуки;
– перрон вокзала;
– садовые дорожки;
– заездные участки в гаражи.

Технология производства холодного асфальта

Приготовление разжиженного битума для холодной асфальтобетонной смеси производится в вертикально установленной металлической емкости снабженной тихоходной рамной мешалкой или в автогудронаторе.

В емкость дозируют заданное лабораторией количество добавки, включают мешалку и закачивают расчетное количество битума при температуре 140-160 С. Перемешивания рамной мешалкой в течение 20-30 минут достаточно для получения однородного вяжущего.

В случае использования автогудронатора добавку выгружают из бочек в гудронатор и доливают расчетное количество битума, после чего включают перемешивание с помощью шестерёнчатого насоса. После 30-40 минут перемешивания готовый разжиженный битум перекачивают в расходную емкость на АБЗ.

Дозировка

Дозирование АСФАКОЛ зависит от гранулометрического состава минеральной смеси и качества битума. При использовании битума типа 60/90 дозировка присадки составляет от 20% до 40% от веса битума.

Базовый состав модифицированного вяжущего 50 кг (100%):
– Битум БНД 90/130 – 37,5 кг (75%), возможно применение БНД 60-90;
– Добавка АСФАКОЛ – 12,5 кг (25%).

Базовый состав всепогодной холодной АБС 1000 кг (100%):
– каменный материал фракции 5-10 мм – 950 кг (95%);
– модифицированное вяжущее – 50 кг (5%).

Рекомендуемая дозировка АСФАКОЛ-К от 2 до 3% от веса битума.
Базовый состав модифицированного вяжущего 50 кг (100%):
– Битум БНД 90/130 – 40 кг (80%), возможно применение БНД 60-90;
– Дизельное топливо – 9 кг (18%) марки Л или З в зависимости от времени года;
– Концентрат АСФАКОЛ-К – 1 кг (2%).

Базовый состав всепогодной холодной АБС 1000 кг (100%):
– каменный материал фракции 5-10 мм – 950 кг (95%);
– модифицированное вяжущее – 50 кг (5%).

Приготовление комплексного органического вяжущего (КОВ)

Для приготовления КОВ используют:
– битумы БНД 60/90 и 90/130 по ГОСТ 22245 и ГОСТ 33133;
– разжижители: дизельное топливо по ГОСТ 305, мазут топочный по ГОСТ 10585;
– модификатор «Асфакол» по СТО 22320188-007-2015.

Для приготовления КОВ применяются вязкие дорожные битумы марок БНД 60/90 и 90/130, разжиженные дизельным топливом марок Л для смеси с укладкой при температуре окружающего воздуха от -5°С до +30°С и марок З для смеси с укладкой при температуре окружающего воздуха в интервале от -5°С до -30°С с добавкой модификатора концентрата Асфакол-К. При использовании модификатора Асфакол, введение разжижителя не требуется.

Читайте также:
Турник - брусья своими руками в квартире (чертежи)

Состав органического вяжущего подбирается специализированной лабораторией одним из методов, принятых в дорожном строительстве, при условии обеспечения свойств, указанных в таблице ниже. Ориентировочное процентное соотношение составляющих органического вяжущего приведено в таблицах ниже.

Таблица – Требования к вяжущему, модифицированному Асфакол и Асфакол-К

Наименование показателя Нормативное значение Методика испытаний
1 Условная вязкость, сек
— для типа S 80-100 ГОСТ 6258
— для типа W 60 –80 ГОСТ 6258
2 Количество испарившегося разжижителя, % не менее 5 ГОСТ 11504
3 Сцепление органического вяжущего с поверхностью минеральной части, не менее, % Выдерживает в соответствии с контрольным образцом № 1 ГОСТ 11508
п. 5.2 ГОСТ 11955

Таблица – Ориентировочный состав КОВ с модификатором концентратом Асфакол-К

Компонент Содержание, %, для холодной минералоорганической смеси типа
S (летнее) W (зимнее)
1 Битум нефтяной дорожный марок БНД 60/90 или БНД 90/130 82 76
2 Дизельное топливо марок Л или З 15 31
3 Модификатор Асфакол-К 3 3

Таблица – Ориентировочный состав КОВ с модификатором Асфакол

Компонент Содержание, %, для холодной минералоорганической смеси типа
S W
1 Битум нефтяной дорожный марок БНД 60/90 или БНД 90/130 80 75
2 Модификатор Асфакол 20 25

Приготовление холодных асфальтобетонных смесей видов осуществляют в соответствии с «Руководством по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий» (М., Транспорт, 1978), СНиП 3.06.06-85 «Автомобильные дороги» и положений настоящих методических организаций. В соответствии со СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги», «Руководством по применению поверхностно-активных веществ при устройстве асфальтобетонных покрытий» (взамен ВСН 59-68), температура битума, щебня, песка поступающих в смеситель и готовой холодной асфальтобетонной смеси должна соответствовать указанной в таблице ниже.

Марка битума Температура, °С
битума, поступающего в смеситель щебня (гравия), песка при выходе из сушильного барабана холодной смеси при выпуске из смесителя
СГ 70/130 80-90 105-115 80-100
МГ 70/130 МГО 70/130 80-90 105-115 80-100

Отличительной особенностью приготовления холодных асфальтобетонных смесей является тот факт, что продолжительность перемешивания их в 1,3-1,5 раза превышает продолжительность перемешивания горячих смесей вследствие малого содержания в них битума.

Холодная асфальтобетонная смесь, выпускаемая из смесителей на АБЗ при температуре 90-110 °С, подвержена слеживанию при транспортировании ее к месту укладки и хранении на складе (в штабеле).

Для уменьшения слеживаемости холодной смеси при хранении, перед подачей на склад её необходимо охладить до температуры 30-35°С.
Охладить готовую асфальтобетонную смесь до температуры 30-35°С можно несколькими способами:

  • в процессе перемещения смеси от смесителя на склад готовой продукции, системой транспортёров при небольшой толщине материала на ленте, применяя воздушное или водяное принудительное охлаждение (например, опрыскивание);
  • систематическим рыхлением, т. е. перевалкой смеси экскаватором, автопогрузчиком и другими средствами;
  • обработкой асфальтобетонной смеси специальными добавками.

Слеживаемость холодных асфальтобетонных смесей из известнякового материала или с известняковым минеральным порошком может быть также уменьшена, если часть минерального порошка (3-4 %) вводить в смесь после перемешивания жидкого битума с остальными составляющими минеральной части холодной асфальтобетонной смеси. При этом перемешивать смесь с минеральным порошком следует с таким расчетом, чтобы минеральный порошок не полностью поглощался битумом, а равномерно распределился по частицам смеси.

На складе смесь укладывают штабелями в несколько рядов высотой 1,5-2,0 м. Через 7-8 часов после складирования смесь несколько раз перелопачивают экскаватором или погрузчиком, чем достигается, помимо охлаждения, также и перемешивание отдельных замесов смеси.

Укладка холодного асфальта

Укладку холодного асфальта, проще всего, проводить на уже уложенные покрытия, ремонтируя их. Если же требуется проложить дорожку из асфальта по земле или щебню, потребуется больше усилий. Сами работы по укладке можно проводить даже зимой, при температуре до 20 градусов ниже нуля.
Работы по укладке холодного асфальта нужно начинать с подготовки ремонтируемого покрытия. Для этого ремонтируемый участок очищают от грязи, пыли, старого не прочно держащегося покрытия, и наносят битумную эмульсию, обеспечивающую лучшую связку старого покрытия с холодным асфальтом. Распределяется эмульсия по поверхности при помощи щетки.
Далее необходимо выждать некоторое время, обычно несколько часов, что бы дать возможность битуму стать липким.

Вторым этапом является непосредственно укладка асфальтовой смеси на ремонтируемый участок дорожного покрытия. Для этого асфальт высыпается на участок, и разравнивается до толщины около 20 миллиметров. Важно при этом проверять также перепады высоты дороги, для устранения их при наличии таковых.
Когда асфальт рассыпан и разровнен, можно приступать к его укатке. Для этого можно использовать садовый каток, регулярно поливая его водой, для предотвращения прилипания смеси к катку.
Ну и завершающий этап работ – декоративное оформление и окончательная укатка. Если есть необходимость, на дорожку набрасывается каменная крошка, и затем дополнительно укатывается. При таком способе ремонта, ходить по дорожке можно сразу же, а проезжающие по дорожке машины пойдут покрытию только на пользу, поскольку будут дополнительно его утрамбовывать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: