Как сделать бетонное крыльцо своими руками, фото инструкции
Как правило, цоколь поднят над уровнем земли, поэтому вход в дом требуется оборудовать крыльцом. Оно может быть из разных материалов, но чаще всего его изготавливают из дерева или бетона. Конечно, деревянные конструкции построить несколько легче, чем монолитное сооружение, но бетонное крыльцо гораздо долговечней и надежней.
Строительство крыльца из бетона процесс трудоемкий, изготовление такой пристройки потребует тщательных расчетов и составления проекта, а так же выполнения земельных работ, и обязательного знания технологии по заливке монолитно-бетонных сооружений. В статье мы приведем подробную поэтапную инструкцию, как правильно залить крыльцо из бетона своими руками.
- О бетонных конструкциях
- Расчеты и чертежи
- Как построить бетонное крыльцо для дома, технология на практике
- Устройство фундамента
- Опалубка
- Армирование
- Бетонирование крыльца
- Отделка
О бетонных конструкциях
Монолитно-бетонный способ строительства открывает почти неограниченные возможности для дизайна крыльца частного дама, можно отлить ступеньки любой сложной формы, в том числе, криволинейной или круглой. Кроме того, крыльцо из бетона, фото примеры это хорошо демонстрируют, можно отделать разными материалами, поэтому такая пристройка практически универсальна, и подходит под любую отделку дома, в том числе под дерево, камень, плитку или кирпич. Посмотрите слайд-шоу, как красиво оформить крыльцо дома.
Расчеты и чертежи
Крыльцо частного дома из бетона лучше закладывать в начальный проект, и заливать конструкцию на стадии устройства фундамента под основное сооружение. Но если устройство крыльца из бетона не было предусмотрено, то его можно пристроить и после. Главное при этом, не привязывать основание крыльца к фундаменту дома, так как эти сооружения несоизмеримы по весу, дают разную нагрузку и имеют разную усадку, а следовательно, при сильном пучении грунта конструкция треснет по шву или деформируется.
Проектируя крыльцо из бетона своими руками, важно учитывать несколько правил. По технике пожарной безопасности верхняя площадка должна быть на 50 мм ниже дверного порожка. С точки зрения эргономики, для удобства эксплуатации, высота ступеней должна быть 120-180 мм, а глубина около 300 мм. Если общая высота крыльца до 500 мм, а его ширина более полутора метров, то перила можно не ставить, но если возникла потребность в ограждении, то оптимальная высота парапета 700-1200 мм.
Любое крыльцо состоит из верхней площадки и лестницы к ней. Размер площадки ничем не ограничен, но ее глубина должна быть не меньше, чем полтора размера ширины входной двери, это может быть совсем маленькое сооружение, или настоящая терраса. Оптимальная ширина лестницы к ней 600 на одного человека, чтобы спокойно разошлись 2 человека рекомендуемая ширина 800-1200 мм. Ступенек старайтесь делать нечетное количество. Форма крыльца зависит от свободного места перед домом, ступеньки относительно верхней площадки могут располагаться по кругу, с боков, перпендикулярно.
Учитывая все требования к пристройке, перенесите на лист бумаги план дома, и начертите схематично монолитное крыльцо, чертежи должны учитывать все размеры. На подобных эскизах наглядно видно все недочеты самостоятельного проектирования.
Как построить бетонное крыльцо для дома, технология на практике
Пред тем как сделать бетонное крыльцо, расчистите выделенный участок от камней и мусора, перенесите чертежи на местность, отметьте периметр постройки столбиками. Обычно для такого рода сооружений заливают незаглубленное (на глубину 200-300 мм) или мелкозаглубленное (на глубину 500-700 мм) основание.
Устройство фундамента
Чтобы правильно залить фундамент под крыльцо, снимите мягкий плодородный грунт, и выкопайте котлован равный площади пристройки + 100 мм по кругу, на нужную глубину. Дно котлована утрамбуйте, насыпьте слой щебня средней фракции, толщиной 100-300 мм, далее слой песчаника 200-300 мм, пролейте водой, и уплотните. Проверьте уровнем горизонтальность дна котлована, при необходимости подсыпьте песка. Песчано-щебеночная подушка служит дренажом, и одновременно защищает бетон от агрессивного воздействия почвы и грунтовых вод. Сверху подушку укройте слоем гидроизоляции, это может быть геотекстль или рубероид, если ширины материала не хватает на весь котлован, на стыках делайте нахлест в 100-150 мм.
Опалубка
Опалубка для крыльца из бетона обычно изготавливается из специальной пропитанной фанеры либо необрезной доски толщиной 15 мм. Сначала устанавливаются бока для крыльца. Для боков можно сделать шаблон из картона, затем сколотить несколько досок, перенести на деревянный щит шаблон, и выпилить ступеньки. Готовые бока устанавливаются на дно котлована параллельно друг другу, с наружной стороны они закрепляются колышками, и дополнительно подпираются, чтобы при заливке тяжелым бетоном опалубка не потеряла геометрию и не развалилась. Уровнем проверяется вертикальность боков, затем они стягиваются между собой перемычками в нескольких местах.
Когда монтаж боковых деталей опалубки завершен, к вырезам крепятся внешние ограничители ступенек, для этого лучше использовать обрезную доску, высота которой должна равняться высоте ступеньки.
Перед тем как залить крыльцо полукругом из бетона на подушке чертятся круги, затем по всей длине, через каждые 200-300 мм в землю вбивается парная арматура, между которой просовывается гнущиеся полоски опалубки, например из пластика. Высота полосок должна равняться высоте ступенек.
Армирование
Армирующий каркас отвечает за прочность бетонных строений, за его устойчивость к воздействию нагрузок на сжатие и растяжение, поэтому важно не просто накидать арматуру, а сделать полноценную металлическую конструкцию. Для бетонного крыльца рекомендуется использовать ребристые пруты с сечением 8-10 мм, очищенные от ржавчины и масленых пятен. Рекомендуемый размер ячейки 100*100 – 200*200 мм.
Связывается арматура вручную, вязальной проволокой. Для самой нижней ступеньки можно сделать всего один ярус, если высота от дна котлована до верхнего горизонта ступени более 200 мм, следует сделать конструкцию из двух горизонтальных ярусов.
Армирующий каркас должен быть со всех сторон залит бетоном, не менее чем на 50 мм. Поэтому перед тем как установить арматуру на дно котлована, ставятся камушки или специальные подставки.
Бетонирование крыльца
Крыльцо находится под воздействием постоянных механических нагрузок и агрессивной среды, включая пучинистость, грунтовые воды с кислотными и щелочными примесями, большие перепады температуры. Чтобы противостоять таким сложным условиям требуется особый рецепт бетонной смеси, состоящей из 1 ч. цемента не ниже марки М 200: 2,5 ч. песка : 3 ч. щебня. Состав следует хорошо вымешать, можно лопатами, но лучше бетономешалкой.
Чтобы не образовывалось швов и мостков холода крыльцо заливаем бетоном одномоментно в полном объеме. Заполнив опалубку бетоном, следует выпустить воздух, чтобы внутри не образовывалось пустот, для этого на всю глубину смесь протыкается арматурой как можно чаще. Конструкцию оставляют на 7 суток, чтобы бетон встал, далее можно снимать опалубку. Далее выполняется боковая гидроизоляция фундамента, бока можно промазать гудроном, или обклеить рубероидом, после чего выполняется обратная засыпка грунта.
Отделка
Бетон набирает полную силу через 28 дней, после этого можно нагружать конструкцию, и заниматься отделкой крыльца. Если стоит жара, то бетон следует накрыть полиэтиленовой пленкой и каждодневно поливать водой. Выбор облицовки зависит от дизайнерского решения для входной группы, это может быть отделка из плитки, декоративного камня, из кирпича, можно просто зацементировать подступенки и уложить деревянные ступени и пр.
В заключение посмотрите видео, как правильно залить крыльцо дома, в ролике разобраны основные этапы строительства двухмаршевой поворотной конструкции.
Строительство бетонного крыльца своими руками
Строительство дома — дело, требующее не только знаний и сил, но и, главное, средств. А их-то в нужный момент часто и не хватает. Из сложной ситуации можно выйти, если засучить рукава и взяться за дело самому. Именно так поступил Евгений Докторов, решив пристроить крыльцо к своему дому.
Казалось бы, что тут сложного – соорудить крыльцо? Ан, А нет! Возможны десятки вариантов. Если сделать его из дерева, но без крыши, постройка будет недолговечной – влага и гниль сделают свое дело, и в скором времени придется что-то подправлять. Сварная конструкция из уголка нам с женой показалась не слишком выигрышной с эстетической точки зрения. Решили остановиться на бетонных ступенях, которые основательны, долговечны, да и не слишком сложны в изготовлении.
Подготовка основания для крыльца
Начал я работу, как водится, с разметки – обозначил на земле контур марша. Затем выбрал грунт на глубину 15-20 см, засыпал яму мелким щебнем и хорошенько его утрамбовал. Следующий слой – песок. Чтобы он заполнил все пустоты между камешками, я несколько раз пролил засыпку водой. Делал это до тех пор, пока песок не перестал смываться водой.
Сборка опалубки для бетонного крыльца
Главный элемент опалубки – сколоченная из досок боковина. По сути, этот щит, определяющий профиль будущего марша. Чтобы укрепить боковину в земле, бруски-стяжки сечением 50 * 50 мм я выпустил за контур щита примерно на 30-40 см. Приготовил и две доски шириной, равной высоте подступенка (15 см).
При сборке опалубки сначала забил в грунт щит-боковину, затем соединил с ним доски так, как показано на рис. 1. после чего выровнял всю конструкцию по горизонтали с помощью уровня. Чтобы доски не опрокинулись под тяжестью бетонной смеси, обложил их снаружи кирпичами.
Поверхность бетона должна быть гладкой (а стало быть, и более прочной), поэтому элементы опалубки я обтянул полиэтиленовой плёнкой, воспользовавшись скобозабивным пистолетом-степлером. Задал радиус закругления ступеней, вложив в угол, образованный досками опалубки, полосу листового железа шириной 15 см.
Чтобы сооружение выглядело аккуратным. сделал простейший эскиз (рис. 2). Закругления ступеней образованы концентрическими окружностями с единым центром. Чтобы разметить их. отложил от угла пересечения досок опалубки нижней ступени два равных отрезка а и от их концов задал равноудалённую точку О, которая и будет центром всех концентрических окружностей. Очевидно, что пересечения радиуса каждой окружности с контуром соответствующей ступени дадут точки, на которые и нужно ориентировать полосу металла при установке её в угол опалубки.
Полосу лучше отрезать подлиннее, тогда её можно будет надёжно прикрепить к доскам. Снаружи эту самую зыбкую часть опалубки нужно укрепить особенно тщательно с помощью различных прокладок. Ведь чем больше будет точек опоры у металлической полосы, тем аккуратнее получатся закругления.
Отливка ступеней бетонного крыльца
Укладка бетона – работа нудная, но не менее ответственная, чем подготовка формы. В качестве ёмкости для замеса бетона я использовал короб, сваренный из листового железа, а мешалкой мне послужила обычная мотыга. Состав бетонной смеси сделал такой -цемент, песок и мелкий щебень в соотношении 1:3:4. Воду добавлял, ориентируясь на необходимую консистенцию бетона. Укладывал его совковой лопатой на высоту досок. Ширина полосы бетона от опалубки – чуть больше, чем ширина ступени, то есть 35-40 см. Остальное пространство не бетонировал, а засыпал щебнем с песком и проливал смесь водой. Так мне удалось поднять всю площадку на уровень следующей ступени, не расходуя цемент.
Каждую следующую ступень отливал точно так же, укорачивая каждый раз доски опалубки на ширину проступи (30 см) и устанавливая полоску металла по соответствующему радиусу закругления угла.
Последнюю ступень делал особенно тщательно. Когда бетон достаточно схватился, я полил залитую поверхность водой и, отметив места её скопления, тщательно выровнял площадку цементом.
На всё сооружение я израсходовал около 9 мешков цемента. Исходя из указанных выше пропорций ингредиентов нетрудно вычислить и необходимое количество наполнителя (песка и щебня).
Монтаж ограждения
О перилах я побеспокоился ещё во время бетонных работ – замуровал в ступени стальные профили (рис. 3). Оставалось приварить к ним поперечины, нарезанные из того же материала, и обшить всю конструкцию вагонкой.
К верхним торцам стоек приварил стальную полосу толщиной 3 мм и шириной 20 мм – это несущая основа поручня. Верхнюю накладку перил сделал из доски сечением 45 * 70 мм. Отстругал её так, чтобы поручень был удобным для обхвата рукой. Все деревянные элементы конструкции покрыл двумя слоями аквалака. В дальнейшем планирую облицевать ступени плиткой.
Как соединить металлические трубы без сварки и резьбы
При ремонте и замене квартирных трубопроводов, монтаже стояков не все соединения можно проварить. На трубе, вплотную прилегающей к стене, невозможно нарезать резьбу. Для стыка понадобятся приспособления безрезьбового соединения стальных труб.
Используя их, монтируют магистральные и технологические трубопроводы для транспортировки газа, нефти, химических реагентов, насыщенного пара. При соединении труб без сварки исключен риск коррозионных разрушений стыков. Защищают металл стягивающие накладки, они образуют герметичные стыки.
Способы соединения металлических труб без сварки
Не все металлы хорошо провариваются, иногда качество швов плохое. Резьбовые стыки недостаточно герметичны, винтовая нарезка на металле со временем разрушается.
Бессварочные соединения технологичные. Приспособления используют на газопроводах высокого давления, при транспортировке разогретых сред. Для монтажа уплотнителей не требуется предварительной подготовки стыков, разделки кромок. Достаточно очистить торцы от грязи, пыли.
Способы соединения металлических труб без сварки:
- Хомутная стяжка. Герметичная плотно прилегающая накладка используется для устранения протечек. Ремонт можно сделать быстро.
- Фланцевое. Плотность прилегания пластин регулируется болтовым крепежом, герметичность обеспечивает резиновая прокладка.
- Монтаж ремонтно-монтажной обоймы. Стык надежно фиксируется в небольшом металлическом корпусе.
- Использование муфты Гебо. Фитинг, создающий компрессию, подходит для многократного применения.
- Крепление фитингов без резьбы. Образуется неразъемное герметичное соединение высокой прочности.
- Краб-системы. Используются для профильного проката.
Для безрезьбовых соединений не требуется специального электрического или газового оборудования, достаточно монтажного инструмента. Для установки устройства не нужна техническая подготовка специалистов.
Соединение при помощи фитингов
Монтажные элементы, применяемые при сборке трубопроводов, различаются по виду и области применения. Виды фитингов:
- прямые предназначены для стыковки двух элементов системы в одной плоскости;
- переходники нужны при соединении заготовок разного диаметра, часто необходимы при ремонте старых трубопроводов;
- поворотные, позволяют менять направление потока;
- торцевые заглушки необходимы при изменении схемы прокладки трубопровода;
- разводные (тройники, крестовины) нужны при врезке в магистральные линии или при монтаже отводов;
- штуцеры – гибкие фитинги, используемые при подключении к запорной арматуре.
Для фитингового соединения без резьбы используют обжимные или компрессионные фитинги. В конструкции предусмотрено уплотняющее кольцо, оно фиксируется регулируемым зажимом. С помощью таких фитингов несложно соединять трубы без сварки. Стык плотно и герметично фиксируется с двух сторон. По прочности такое соединение превосходит сварочный шов. Фитинги используют при монтаже труб в технологических системах, где создается высокое давление. Их применяют при разводке водопровода, монтаже теплосистем. Специального оборудования для фиксации фитингов не требуется. Их выпускают для пластиковых и металлических труб.
Использование муфты Гебо
Соединить металлическую трубу без сварки поможет специальное компрессионное устройство. Муфта Гебо представляет собой металлический фланец с гайкой, внутри которого три кольца: зажимное конусообразное, прижимное, уплотняющее. Для создания прочного соединения важно придерживаться технологии монтажа.
Основные этапы крепления муфты:
- Подготовка торцов предусматривает:
— снятие слоя краски или эмали, с оцинкованных труб счищают защитный слой (муфта предохраняет соединение от окисления).
- На одну из заготовок надевают гайку, зажимное кольцо, верхней частью конуса направленное к гайке.
- Производят сборку муфты Гебо: на уплотняющее кольцо надевают прижимное, затем уплотняющее, его разворачивают в сторону корпуса, надетого на другую трубу, вставляют в корпус.
- Муфту сначала сжимают до неподвижности, чтобы гайка не проворачивалась. Ее затягивают, оставляя несколько витков.
- Проверяют герметичность стыковки. После этого гайку заворачивают до конца.
Корпус муфты делают из прочной нержавеющей стали или цветного металла. Крепеж можно использовать после демонтажа трубопровода, достаточно заменить уплотняющее резиновое кольцо.
Использование муфту Гебо разрешено на системах горячего водоснабжения. По нормам температура теплоносителя не должна превышать +80°С. При высокой температуре уплотнитель придется менять.
Фланцевое соединение
Фланцы представляют собой толстый диск с центральным отверстием, равным диаметру трубы и боковыми для болтового крепления. Фланцы устанавливают на участках, которые периодически приходится ревизировать:
- при врезке съемных заглушек, к ним фланец приваривают в заводских условиях;
- для установки приборов учета (водомеров, теплосчетчиков);
- монтаже запорной арматуры (различных задвижек, кранов).
Разъемное безрезьбовое соединение металлических труб формируют, плотно насаживая диски на края труб. При стягивании пластин за счет резиновой кольцевой прокладки создается герметичное стыковое соединение, выдерживающее высокое давление. Уплотнитель между фланцами на водопроводах меняют при появлении утечек. При транспортировании горячих или аммиачных сред (канализационных стоков) раз в три-пять лет.
Установка ремонтно-монтажных обойм
Прочные бессварочные стыки получаются при использовании специальных трубных накладок, стягивающихся между собой. По сути, ремонтно-монтажная обойма – разновидность хомута. Она монтируется на аварийных участках. Особенность такого способа безрезьбового соединения – универсальность. Есть обоймы-тройники, крестовины. Литой корпус в виде двух половинок втулки легко монтируется, достаточно надеть обойму на трубу, затянуть 4 болта – для них в угловых ушках есть отверстия. Герметичность обеспечивает резиновый уплотнитель – разрезанный вдоль кусок шланга.
Обоймы применяют для технологических трубопроводов, на которых нужно быстро устранять протечки. Их можно устанавливать на длительный период или до ближайшего ремонта. Перед сборкой литой корпус разбирают, должно получиться две половинки. Надевают на стык или ремонтируемый фрагмент так, чтобы прокладки плотно облегали трубу. После этого в ушки вставляют болты, затягивают на них гайки. Обоймы считаются расходным материалом у сантехников.
Краб-системы для профильных труб
При монтаже труб прямоугольного или квадратного сечения используют скрепляющие конструкции. Они представляют собой две штампованные стягивающиеся болтами пластины. При складывании двух половинок образуют профиль, совпадающий по размеру с трубой.
Краб-системы используют при создании металлоконструкций, они надежно фиксируют заготовки в нужном положении. Виды систем:
- угловые или Г-образные, они соединяют профиль под прямым углом;
- тавровые с тремя профильными отверстиями;
- крестовые или Х-образные.
Краб-системы сокращают время сборки каркасов. Для монтажа не нужно специальной подготовки, не нужно оборудование. Достаточно инструментов. Краб-системы удобны:
- для уличных конструкций;
- рекламных щитов;
- спортивного и игрового уличного инвентаря.
Для трубопроводов краб-системы не применяют. Для монтажа используют болты и гайки стандартного размера. Крепежные скобы выпускают под тип размеров прямоугольного и квадратного профиля.
Применение хомутов
Универсальные накладки надевают на трещины, чтобы устранить течь. Ими можно соединить трубы без сварки резьбы. Для герметичности используют уплотняющие прокладки. Хомуты делают из металла или плотного герметичного материала. По прочности соединения хомуты сопоставимы со сваркой. Конструкции накладок:
- широкие и узкие в виде разъемных колец с отверстиями для болтов;
- в виде металлической скобы, фиксирующей герметичную прокладку;
- сложной геометрии для крепления к стене или двух трубопроводов между собой.
Хомуты для устранения протечек изготавливают из подручных материалов. Фиксируют на трубе скотчем или проволокой.
Способов механического соединения много. Всегда можно выбрать что-то подходящее для ситуации. А сварочный аппарат на время монтажа трубопровода или металлоконструкции можно не доставать.
Как соединить стальные трубы без сварки
Соединение стальных труб можно провести как с использованием сварки, так и без нее. Преимущество сварки заключается в том, что получается достаточно прочное соединение, а недостатком – необходимость наличия оборудования и навыков. Поэтому в настоящее время широко используются иные способы соединения: при помощи резьбы и различных фитингов.
Изготовление стального трубопровода без сварки
Преимущества соединения труб без сварки
Соединение труб без использования сварочного аппарата обладает рядом преимуществ:
- в первую очередь следует отметить, что в результате получается разъемное соединение. Это означает, что владелец трубопровода имеет возможность в кратчайшие сроки выполнить ремонтные работы, причем ремонт будет производиться с использованием тех же фитингов, что значительно снизит его стоимость;
- сварка труб может выполняться только в определенном месте, где есть возможность подключения оборудования. Соединения фитингами можно провести в любом месте, так как использованное оборудование не требует подключения электроэнергии;
- выполнить прочный сварной шов, не сдвигая трубы относительно друг друга, достаточно сложно. Сварщик должен иметь нужную квалификацию и определенный опыт. Начинающему сварщику с такой задачей справиться сложно, а соединения при помощи фитингов не требуют определенных знаний;
- стоимость сварных работ значительно отличается от стоимости фитинговых соединений. Для сварки требуется дорогостоящее оборудование, правильно подобранные электроды и так далее. Соединение фитингами, как правило, выполняется при помощи подручных средств.
Виды фитингов и способы их установки
Для сборки трубопроводов из стальных труб используются следующие виды фитингов:
- резьбовые;
- фланцевые;
- обжимные;
- компрессионные.
Установка резьбовых фитингов
Резьбовые фитинги изготавливаются из различных видов металла:
- латуни;
- бронзы;
- меди;
- чугуна;
- нержавеющей стали.
Резьбовое соединение пользуется популярностью ввиду простоты монтажа и благодаря разнообразию фитингов. Для различных ситуаций изготавливаются:
- соединительные муфты, устанавливаемые при сборке горизонтальных участков трубопровода;
- угольники – используются для смены направления труб под разными углами;
- тройники и отводы – для разветвления центрального трубопровода;
- заглушки для отсечки транспортируемой среды;
- переходники для соединения труб разного диаметра.
Устройства для сборки трубопровода резьбовым методом
При выборе резьбовых фитингов следует учитывать:
- диаметр соединяемых труб;
- размерность резьбы.
Для установки резьбового фитинга требуется:
- гаечный ключ;
- инструменты для нарезки резьбы (при ее отсутствии на трубах);
- уплотнительные материалы (ФУМ-лента, льняная нить и так далее).
Установка фитинга с резьбовым соединением и врезка в стальную трубу производятся по следующей схеме:
- подготавливаются трубы необходимых размеров;
- на концах труб нарезается резьба при помощи метчика и плашки;
Нарезка резьбы для установки фитинга
- концы труб очищаются от загрязнений;
- резьба уплотняется любым выбранным материалом;
Уплотнение стыка ФУМ-лентой
- фитинг накручивается на резьбу до упора.
Монтаж фланцевых фитингов
Для труб с диаметром более 50 мм предпочтительнее использовать фланцевое соединение.
Муфта с фланцевым соединением
Муфта с фланцевым соединением состоит:
- корпуса фитинга. Фланцы могут быть изготовлены из чугуна или высокопрочной стали;
- металлического кольца, устанавливаемого между фланцами;
- уплотнительных колец, располагаемых внутри корпуса и позволяющих достичь максимального уровня герметичности;
- крепежных болтов, которые соединяют отдельные фланцы между собой.
Монтаж фланцевой муфты производится следующим способом:
- трубы нарезаются в соответствии со схемой трубопровода. В отличие от резьбового соединения концы труб могут иметь несколько неправильную геометрическую форму, и данный фактор никак не повлияет на прочность соединения;
- трубы очищаются от грязи;
- на концы труб устанавливаются фланцы;
- между фланцами монтируется металлическое кольцо;
- фланцы соединяются между собой болтами.
Соединение труб при помощи фланцевых фитингов
Соединение обжимными фитингами
Обжимные фитинги для стальных труб (или фитинги Гебо) появились сравнительно недавно и по этой причине не пользуются широкой популярностью. Стандартный фитинг состоит из следующих элементов:
- зажимного кольца;
- уплотнительного кольца;
- прижимного кольца;
- корпуса, внутрь которого устанавливаются указанные ранее кольца;
- зажимной гайки, фиксирующей все элементы.
Составляющие элементы обжимного фитинга
Обжимные фитинги бывают разных видов и используются для соединения труб в стык, поворота и разветвления трубопровода.
Принцип установки фитинга достаточно прост:
- зажимная гайка надевается на подготовленный отрез трубы;
- в корпус фитинга вставляются обжимная прокладка, зажимное и прижимное кольца;
- гайка затягивается на корпус фитинга. При этом кольца, расположенные внутри, обжимаются по всему диаметру трубы, за счет чего и происходит герметизация соединения.
Преимуществами обжимных фитингов являются:
- простота установки, для которой не требуется специального оборудования;
- невысокая стоимость устройств;
- отсутствие необходимости нарезки резьбы на трубах и применения дополнительных уплотнительных материалов;
- высокий уровень герметичности.
Использование компрессионных фитингов
Компрессионный фитинг является разновидностью обжимного соединительного элемента. Фитинги такого вида преимущественно используются для сборки пластиковых трубопроводов, но могут применяться и для стыковки стальных труб.
Компрессионные соединители стальных труб состоят из трех основных элементов:
- зажимной гайки;
- обжимного кольца;
- резинового уплотнителя.
Изготавливаются фитинги из меди, латуни или нержавеющей стали.
Соединительный элемент для стальных труб
Процесс установки компрессионного фитинга аналогичен монтажу обжимных фитингов, то есть гайка надевается на трубу и постепенно затягивается, прижимая кольцо и уплотнительную резинку.
Монтаж компрессионных фитингов
Про компрессионные фитинги подробно рассказано на видео.
Таким образом, в настоящее время существует множество различных фитингов для соединения труб, изготовленных из стали без применения сварки. Главное – правильно подобрать соединительный элемент для определенного трубопровода и установить его согласно прилагаемой инструкции.
Как соединить трубы не применяя сварку и резьбу
В практике соединений трубопроводов водоснабжения, отопления или канализации часто ориентируются на соединение элементов сварочными или резьбовыми технологиями. Да, они универсальны и поддерживаются разнообразным ассортиментом производимой арматуры. Но сварочный аппарат не всегда доступен, а качество резьбовых соединительных элементов, установленных на трубопроводы, со временем ухудшается. Рассмотрим процессы, обеспечивающие надёжное соединение труб без сварки и резьбы.
- Доводы в пользу безрезьбового и несварного соединения
- Виды соединений труб без сварки – какие бывают, плюсы и минусы
- Преимущества обжимных фитингов
- Фланцевые соединения – удобный монтаж и доступная цена
- Основные преимущества муфты Гебо
- Как соединяют трубы без применения сварки и резьбы
- Муфты и пресс-фитинги
- Цанговый метод
- Обжимная арматура
- Краб-системы для профильных труб
- Муфты Гебо
- Ремонтно-монтажные обоймы
- Применение хомутов
- Соединение при помощи фитингов
- Виды фитингов
- Соединение профильных стальных труб
- Заключение
Доводы в пользу безрезьбового и несварного соединения
Минусы варианта со сваркой:
- Наличие сварочного агрегата (электросварка) или необходимость в газовых баллонах (газосварка), для размещения которых не всегда найдётся место.
- Сварку своими руками выполнит далеко не каждый, в большинстве случаев необходимо приглашать специалиста.
- Наличие остаточных сварочных напряжений, может вызвать разрушение стыка в случае высоких эксплуатационных и динамических нагрузок, ударов и пр.
- Процесс электросварки нельзя реализовать, если необходимо скрепить между собой медные, латунные, бронзовые, алюминиевые или пластмассовые трубы.
- Относительно ПП-труб нужно дополнительно учитывать их термоусадку, поскольку соединять детали часто приходится при высоких температурах.
Но, возможно, резьба лучше? Отнюдь нет:
- Муфту и трубу необходимо изготовить из одного и того же материала, иначе резьбовое соединение окажется ненадёжным.
- Соединять стыки при помощи стальных муфт очень практично, поскольку это повышает стойкость к возможным внешним воздействиям. Но не следует использовать их для монтажа входных водопроводов: из-за образующегося конденсата могут формироваться очаги коррозии, а качество ухудшится.
- Нецелесообразно использовать для стыков металла и ПВХ (либо полипропиленовых) деталей: долговечность и плотность соединения окажется различной, особенно при значительных температурных перепадах в пластике.
- Долговечность используемых прокладок всегда ниже, чем основного материала, поэтому во временем стыки будут протекать. Увеличение момента затяжки ситуацию не исправит.
Есть ли альтернатива?
Виды соединений труб без сварки – какие бывают, плюсы и минусы
Безрезьбовое соединение металлических труб может быть реализовано следующими способами:
- С использованием переходных муфт.
- Применением фитингов Gebo.
- Фланцевыми болтовыми соединениями.
- Натяжными соединениями.
- Подключением с такими деталями как скобы или хомуты.
Каждый их перечисленных вариантов имеет свои оптимальные области применения. Например, соединение при помощи переходных муфт используется в системах пневматической сцепки подвижного состава (вагоны, платформы). Оно хорошо функционирует в условиях значительной запылённости и вибраций, но не рассчитано на длительное применение и требует постоянного регламентного обслуживания, которое и выполняется во время стоянок. В декоративных целях (изготовление оград или заборов) муфтовые соединения повышают привлекательность интерьера.
Муфты Гебо, конструкция которых запатентована торговой маркой Gebo GMBH (Германия), обеспечивают надёжный стык, но их производство трудоёмко, что негативно сказывается на себестоимости изделий (между прочим, стоит остерегаться подделок!). Пригодны далеко не все марки уплотнителей.
Соединения при помощи фланцев выполняются в соответствии с техническими требованиями ГОСТ 12820-80 и ГОСТ Р 55875-2013. Это облегчает взаимозаменяемость элементов при разборке. Основной недостаток фланцевых стыков – их массивность и необходимость в увеличенном монтажном пространстве.
Натяжные соединения надёжны только при высококвалифицированном их выполнении: нередки случаи разрушения элементов при несоблюдении правил затяжки.
Преимущества обжимных фитингов
Безрезьбовое соединение металлических труб с использованием обжимных фитингов – способ стыковки, при котором к образующей поверхности торцов прикладывается определённое начальное давление. Компрессионная муфта соединяет две идеально выровненные трубы, в которых над соединением расположена щелевая коническая втулка, а над втулкой протянуты два фланца, так что они автоматически центрируют соединяемые изделия и обеспечивают достаточное контактное давление.
Пресс-фитинги предлагают множество преимуществ, которые в некоторых случаях делают их лучшим выбором по сравнению со сваркой или пайкой. Для удобства выбора разработаны калькуляторы определения усилия обжима сообразно применяемым материалам и диаметрам сечения стыкуемых труб.
Чем хороши фитинги обжимного типа:
- Они экономят время и деньги. С пресс-фитингами стыковка труб может быть сделана более оперативно, чем после пайки или сварки. Кроме того, инструмент не нуждается в трудоёмкой предварительной подготовке. Более всего это сказывается при монтаже трубопроводных систем большого поперечного сечения.
- Характеризуются высокой надёжностью. Продолжительность их функционирования определяется маркой материала и технологией обжима.
Если труба подготовлена правильно (в соответствии с инструкциями изготовителя пресс-фитинга), то готовое соединение по показателям прочности превосходит паяное или практически достигает норм работоспособности сварного. Многие гидравлические обжимные фитинги имеют функцию автоматического цикла, которая отключается только после завершения соединения, поэтому часто используются в технических системах высокого давления.
- Применение данного способа стыковки повышает уровень безопасность на рабочей площадке. Для установки арматуры не требуется тепло или пламя. Это снижает риск получения травмы на рабочем месте. Для монтажа не требуется также какое-либо защитное снаряжение, что обеспечивает дополнительную экономию средств.
- Универсальность. Обжимные фитинги выпускаются из меди, нержавеющей стали и углеродистой стали (последнюю, правда, потребуется предварительно оцинковать). Следовательно, возможна эксплуатация с любой системой труб, включая газовые или для прокачки агрессивных химических сред.
- Оперативность установки. Для монтажа трубопроводную систему не требуется предварительно просушивать. Это особенно важно в промышленных применениях, когда отключение трубопровода либо чрезвычайно сложно, либо вовсе недопустимо.
Единственное ограничение способа – увеличенная стоимость установочных компонентов.
Фланцевые соединения – удобный монтаж и доступная цена
Данный способ включает в себя применение стандартного метизного крепежа. Он симметрично располагается по периметру фланца и в процессе установки последовательно стягивает соединяемые изделия. Между фланцами обязательно должно размещаться промежуточное кольцо, создающее необходимое уплотнение стыка.
Фланцы бывают двух типов:
- Проходные, обычно используемые для удлинения трубопровода;
- Фланцы-заглушки, применяемые в тупиковых ветках.
ГОСТ 12820-80 и ГОСТ Р 55875-2013 классифицирует фланцы на:
- Плоские.
- Под хомутовое крепление.
- Болтовые.
- Кольцевого типа.
- С резьбовыми элементами.
Внешняя образующая фланца — всегда круглая, либо овальная (последняя более распространена в канализационных и вентиляционных системах). Значительно реже используют квадратные в плане фланцы, хотя они и более технологичны при изготовлении.
Для фланцевого соединения ограничения по выбору материала практически отсутствуют, поэтому данные детали могут быть штампованными (сталь, медные и алюминиевые сплавы) и литыми (чугун, полипропилен). Допускается также и сочетания материалов между собой, в таком случае работоспособность устанавливается по материалу с меньшей механической прочностью. Поэтому задача, как надёжно соединить две трубы одинакового диаметра без сварки, удовлетворительно решается именно использованием фланцев.
Отечественные стандарты не рекомендуют использовать данную разновидность стыковки для трубопроводов внешним сечением менее 32 мм, при фактических значениях давлений потока, которые не превышают 3,5..4 МПа и при внешних температурах более 3000С.
Установка и герметизация фланцевого стыка не требует особой подготовки. Последовательность работ следующая:
- Соединяемые изделия тщательно очищаются от грязи, ржавчины или окалины;
- Пластины размещаются на подготовленных торцах;
- Посредине устанавливается уплотнительный кольцевой элемент;
- Болтами и гайками производится затяжка.
Выбор материала уплотнений производится по следующим рекомендациям:
- Паронит или маслобензостойкая резина – при прокачке жидких углеводородов;
- Термостойкая резина, если температура среда превышает 350…4000С;
- Химически стойкая резина – в случае транспортировки химически агрессивных веществ.
Для остальных ситуаций подойдёт фторопласт.
Основные преимущества муфты Гебо
Наибольшую популярность в безрезьбовых соединениях за последнее время получил одноразовый Gebo-фитинг. Он может быть одно- и двусторонним. В односторонней муфте одна половинка снабжена резьбой, а другая имеет элемент, воспринимающий сжимающие усилия. Этот вариант вполне приемлем, например, при необходимости подсоединения гибкого металлотканевого рукава.
Муфта с двухсторонним исполнением оснащается компрессионными элементами, выполненными в форме колец. Таким образом, данный вид соединения можно применять и в качестве стыкующего элемента, и в качестве переходника.
В состав Gebo-муфты входят:
- Литой корпус.
- Уплотнительный элемент.
- Зажим.
- Затягивающее кольцо.
- Гайка.
По простоте монтажа муфта Гебо не имеет себе равных: используя её, со стыковкой труб может справится любой пользователь. Фитинги Gebo отлично подходят для монтажа любых видов металлических труб, а также труб из пластика или полиэтилена. Тупиковое соединение труб без сварки, в котором применена муфта Gebo, обычно предусматривают во внешних водопроводах, подверженных замерзанию, коррозии или механическим повреждениям, сопровождающихся потерей прокачиваемой среды .
Имеется мнение, что описываемые узлы нельзя применять в отопительных системах. Критерием служат предельно допускаемые параметры: температура теплоносителя не должна превышать 80°С при давлении не более1 МПа. Если эти условия соблюдены, то муфты Гебо можно использовать в устройствах индивидуального отопления, и – тем более – газоснабжения, где давление практически не превышает 0,35…0,4 МПа.
Работоспособность данных соединений достигает 10 лет, даже в условиях динамических нагрузок и небольшой (до 30) несоосности.
Как соединяют трубы без применения сварки и резьбы
Муфты и пресс-фитинги
Компрессионная муфта соединяет два хорошо выровненных участка трубопровода, в которых над местом стыка установлена щелевая коническая втулка, а над втулкой протянуты два фланца, так что они автоматически центрируют трубы и обеспечивают достаточное контактное давление.
Цанговый метод
Подойдёт для стыковки участков, имеющих небольшую глубину заделки, но невозможен, если смежные элементы — пластиковые. Для соединения применяют стандартную вставку, которая располагается вокруг соединяемых участков, после чего обжимается. Надёжный захват обеспечивается после не менее, чем двух полных оборотов цанги. Не рекомендуется для труб из нержавеющей стали. Наиболее известными система данного типа являются зажимы Speedfit.
Обжимная арматура
Как соединить металлическую трубу с пластиковой трубой без резьбы и сварки? Эффективной будет именно обжимная арматура. Она включает в себя две трубчатых детали, при этом одна выдвигается из смежного участка и отличается увеличенной длиной. Изделия не имеют внутреннего упора, и поэтому легко вставляются в труднодоступные места. Место стыка обжимается при помощи пресс-клещей, универсальность которых поддерживается сменными вставками. Поскольку упор выравнивания отсутствует, установщик должен тщательно измерить окончательное положение фитинга, чтобы убедиться в его правильном расположении.
Краб-системы для профильных труб
По принципу действия аналогичны обжимным муфтам, но применяются в основном при подключении систем отопления и кондиционирования, характеризуясь характерным внешним видом зажима. Существуют системы следующей конфигурации:
- Универсальные, для углового соединения трёх или четырёх труб;
- Т- или Х-образные, поперечное сечение скоб у которых соответствует наружному размеру;
- Для стыковки под произвольным углом.
Муфты Гебо
Для монтажа необходимо выполнить несколько переходов:
- Подготовить стык к монтажу элемента (прошлифовать стыки, убрать возможные заусенцы);
- Разобрать муфту;
- Надеть компоненты в такой последовательности: зажим, затягивающее кольцо, уплотнение. Свободный участок должен быть не короче 12…15 мм;
- Установить Gebo-муфту на подготовленный участок, после этого выполнить затягивание гайки;
- Те же операции проделать со смежной трубчатой деталью.
Ремонтно-монтажные обоймы
Выполняются в форме литых полумуфт, с внутренним диаметром, соответствующим внешнему размеру трубы. Внутри располагается уплотнительный элемент, материал которого должен соответствовать условиям эксплуатации стыка. После установки на соединяемый участок половинки обоймы равномерно стягиваются болтами. Здесь особенное значение имеет перпендикулярность торцевых элементов, поскольку от тангенциального смещения данный способ не спасает.
Применение хомутов
Соединение стальных труб хомутами используется преимущественно для негерметизированных трубчатых стыков, которые характерны для трубчатых перил, ограждений и т.п. С увеличением ширины хомута надёжность удержания деталей увеличивается. Лучше использовать универсальные хомуты.
Соединение при помощи фитингов
Технологии монтажа приведены в соответствующих разделах.
Виды фитингов
Классификация и отличительные особенности фитингов разных типов описаны в предыдущих разделах.
Соединение профильных стальных труб
Про крепёжные скобы «краб» уже было отмечено выше. Но есть и другие приёмы:
- Профильные разборные хомуты, половинки которых стягиваются болтами. Выбираются по размеру поперечного сечения стыкуемых изделий.
- Клипсы – те же хомуты, но допускающие полную разборку.
- Крестовины и угольники.
- Профилированные муфты.
От аналогичной продукции для круглых труб они отличаются только формой сечения.
Заключение
Использование несварных гладких соединений трубопроводов во многих случаях экономит деньги и время. Большинство ограничений несущественно и мало влияет на долговечность стыка. Зато есть возможность не привлекать к монтажу дорогостоящее оборудование и приспособления.
Видеоинструкция соединения трубы безсварочным способом — при помощи фланца:
Практичное и простое соединение труб без применения резьбы и сварки
Для металлического трубопровода необходимо только качественное и надёжное соединение. Недостаточная герметичность системы приводит к низкому давлению в ней, а соответственно, к некоторым неудобствам проживания. Многие хозяева частных домов и квартир знают только самые популярные методы соединения: при помощи сварочного шва или резьбы. Конечно, данные способы наиболее практичны, особенно если под рукой есть необходимый инструмент. Но существуют и другие варианты, как можно соединить металлические трубы между собой.
Основные способы соединения труб и их описание
Прежде чем переходить к непосредственной теме, следует рассмотреть популярные способы соединения металлических или стальных труб. К ним относятся:
- Соединение металлических труб посредством сварки. Используется наиболее часто, но имеет ряд отрицательных моментов:
- Высокая стоимость. Сварочное оборудование является достаточно дорогостоящим, и его использование составляет половину стоимости услуг сварщика.
- Высокая сложность применения. Не всегда, но достаточно часто сварщик сталкивается с проблемой, при которой просто не может применить сварку. Например, в тесном помещении или на большой высоте.
- Недостаточная скорость выполнения сварочных работ. Транспортировка и подготовка оборудования занимает много времени, поэтому часто сварщика приходится долго ждать.
- Резьбовое соединение. Требуется комплект метчиков и лерок, рассчитанных на большие диаметры труб. Сейчас даже набор маленьких метчиков для легкового автомобиля достаточно дорогой, не говоря уже про водопроводные или газовые трубопроводы. Также не следует забывать о необходимости уплотнения такой разновидности соединений. Периодически уплотнитель следует менять.
Рекомендуем посмотреть видео:
Виды соединений труб без сварки и резьбы
Но если нет под рукой сварочного оборудования или набора метчиков и лерок, то следует использовать следующие способы:
- Использовать фитинги для труб. Доступная ценовая политика и хорошее качество делают данные изделия наиболее приемлемыми. Фитинги имеют жёсткую конструкцию, из-за чего плотно и надёжно обхватывают срез труб, не пропуская циркулирующую по системе жидкость. Срок эксплуатации фитинга зависит от его производителя, поэтому лучше всего отдать предпочтение продукции Швейцарии или Франции.
- Использовать фланцы. По конструкции фланец напоминает стандартный хомут, по внутренней части которого идёт резиновый уплотнитель. Фланец обладает следующими преимуществами: простота монтажа, низкая стоимость, долговечность.
- Применить муфту Гебо. Конструкция муфты Гебо достаточно проста и состоит из трёх колец (зажимного, прижимного и уплотнителя), гайки и самого фланца. Монтаж данного изделия не займёт много времени, если знать точную последовательность установки. Применив муфту Гебо можно достигнуть высокой герметичности соединения. Срок эксплуатации изделия продолжителен, за исключением уплотнительного кольца, которое приходится менять через определённые временные промежутки.
- Применить ремонтно-монтажную обойму. Конструктивно данное изделие выполнено в виде двух частей, которые необходимо стянуть посредством болтов. Следует помнить, что ремонтно-монтажная обойма относится к разряду расходных материалов, применяющихся в аварийных ситуациях. Не следует использовать её для длительной эксплуатации.
Вышеперечисленные способы соединений подходят для труб с жёсткой структурой. Это могут быть изделия, выполненные из металла, стали, чугуна или поливинилхлорида. К профильной продукции, при которой не требуется высокая герметичность, следует применять следующие варианты соединений:
-
Краб-система. Конструкция состоит из скоб и болтов с гайками, выполняющих роль стягивающего элемента. С помощью краб-системы можно стянуть несколько труб, при этом прочность в данных местах будет очень высокой. Имеются несколько видов краб-систем, отличающихся друг от друга только количеством отверстий под зажим.
Разновидности и преимущества фитингов
Почему стоит использовать фитинги и в чём основное преимущество данного материала? Ответ прост: данные элементы имеют обладают простой конструкцией, но практична, они имеют длительный эксплуатационный срок и доступную стоимость. Не используя сварочное оборудование или дорогие метчики с лерками, пользователь достигает такого же высокого результата, применяя более простые фитинги.
Фитинги с успехом используют не только при монтаже или ремонте труб, данный материал также популярен при изготовлении компрессионного оборудования и газотурбинных механизмов. Это означает, что изделие создаёт достаточную герметичность, при помощи уплотнителя, даже в системах с большим давлением.
Разновидности фитингов по размерам и применению:
- Прямые. Означает, что диаметр изделия остаётся неизменным, как с одной, так и с другой стороны. Используют для соединения двух одинаковых труб.
- Фитинги-переходники. Необходимы для соединения двух труб разного диаметра. Незаменимы, например, при ремонте старого трубопровода, где большое количество труб имеет разные размеры.
- Тройники. Позволяют сделать ответвление от основной магистрали без помощи резьбы или сварки.
- Крестовины. Имеют такое же назначение, как и тройники, но способны разделить основную магистраль на большее количество ответвлений.
- Штуцеры. Применяют как соединение гибких металлических трубах. Штуцеры способны создать достаточную герметичность даже при соединении материала, изменяющего свою структуру.
- Заглушки для трубопровода. Основная функция – перекрытие конца труб.
Следует уточнить, что разнообразие фитингов, а также их производителей, позволяет приобрести продукции как для монтажа на открытом воздухе, так и в квартире или частном доме.
Что такое муфта Гебо
Муфтой Гебо называют одностороннюю муфту, в наличии у которой имеются такие элементы как компрессионные кольца и резьбовое соединение. У двухсторонней муфты Гебо компрессионные кольца расположены с обеих сторон.
Конструкция муфты Гебо подразумевает наличие специального углубления для резинового уплотнителя, который и создаёт герметичность соединения . Уплотнитель выполнен в форме конуса, что способствует его проникновению даже в самые недоступные щели при затягивании муфты.
Порядок применения муфты Гебо
Чтобы эксплуатационный срок данного изделия был максимально продолжительным, необходимо знать процесс правильного монтажа, при котором сохранится требуемая герметичность соединения металлических труб.
- На обеих трубах следует сделать максимально ровный срез и зачистить его края, избавившись от мелких металлических заусениц. Также удаляется краска или эмаль, до самого металла. Для этого можно использовать мелкую наждачную бумагу или специальный круг для болгарки.
- Первой на трубу одевают гайку, которая идёт в комплекте с муфтой. Далее необходимо разместить на трубе конусообразное кольцо, так, чтобы верхняя часть конуса смотрела на гайку.
- Вторым одевают прижимное кольцо, за которым идёт уплотнитель. Уплотнитель следует развернуть в сторону фитинга.
- Далее следует зажать фитинг так, чтобы при затягивании гайки он не проворачивался. Гайку затянуть так, чтобы осталось 1-2 витка резьбы.
Муфта установлена и следует проверить её на качество, подав воду в систему. При появлении капель жидкости из-под муфты, необходимо немного подтянуть гайку и заново проверить на соединение на герметичность. При повторном появлении влаги, муфту следует снять и повторно зачистить участок под ней.
Основные преимущества муфты Гебо
Муфты Гебо часто используют из-за практичного соотношения ценовой политики и качества изделия. При правильном монтаже, муфта способна прослужить долгие годы, спустя которые достаточно на ней заменить резиновый уплотнительное кольцо и можно заново монтировать на трубопровод.
Также ценится широта применения данного изделия. Как и обыкновенные фитинги, муфта Гебо применяется не только в водопроводах, но и в компрессионных системах. Чтобы выполнить соединение потребуется минимум времени, и при этом не обязательно наличие специального инструмента.
Использование ремонтно-монтажных обойм
Простая в использовании конструкция для труб, которая также достаточно надёжна, не требует резьбы или сварки. Ремонтно-монтажная обойма состоит из двух металлических частей, уплотнителя и 4 стягивающих болтов. К сожалению, использовать обойму в течение длительного временного промежутка не рекомендуют – данная разновидность фитинга предназначена для быстрого устранения аварийных ситуаций.
Для установки обоймы (вместе с зачисткой) не потребуется много времени. Но соединение следует выполнять кропотливо, а после монтажа обязательно проверить его качество.
Последовательность применения ремонтно-монтажной обоймы
- Обоймой легко закрыть, например, трещину в трубопроводе без помощи резьбы или сварки. Для соединения двух труб она не подойдёт. Поэтому, после обнаружения трещины, место вокруг неё следует тщательно зачистить с помощью тонкой наждачной бумаги. После зачистки должна образоваться чистая и гладкая поверхность, на которую плотно ляжет уплотнитель.
- Далее на повреждённое место одевают резиновый уплотнитель для труб, так, чтобы полностью его закрыть. Малейший зазор приведёт к протеканию жидкости.
- Теперь на уплотнитель следует надеть две половины ремонтно-монтажной обоймы и стянуть их с помощью четырёх болтов. Сильно затягивать не надо, чтобы не повредить резьбу.
- Пустить жидкость и проверить, достаточно ли герметично соединение. При необходимости, подтянуть болты или гайки.
Простота данного метода делает его очень популярным. Второе положительное качество – ремонтно-монтажная обойма имеет низкую стоимость.
Фланцевое соединение – удобный монтаж и доступная цена
К помощи фланцевого соединения прибегают даже тогда, когда необходимо состыковать пластиковую и металлическую трубу без резьбы или сварки. Данное соединение металлических труб без сварки выполняется с помощью болтов, обладает высокой прочностью и герметичностью.
Конструкция фланца для трубопровода проста: 2 металлических диска, к каждому из которых подходит труба. Между дисками расположен резиновый уплотнитель. Для соединения конструкции предусмотрены болты, на которые с другой стороны одевают гайки.
Такое соединение стальных труб надёжно и долговечно, может эксплуатироваться в течение нескольких десятков лет. Но через определённые временные промежутки (1-3 года), фланец необходимо проводить техническое обслуживание соединения и проверять качество уплотнителя.
Все о резьбовых соединениях стальных труб и трубопроводов
Меню:
- Стальные трубы: виды сочленений
- О резьбовой стыковке стояков из стали
- Способы соединений
- Как и чем герметизируют стыки труб
- Виды уплотнителей, способы герметизации
- Материалы для уплотнения стыков
- Резьбовые трубные соединения: «за» и «против»
- Общие требования к резьбе
- Ковкий чугун и соединительные детали из него
- Видео
Все трубопроводы монтируются соответственно проектов трубопроводных систем. Осуществляя прокладку металлических труб под отопление, для газо- и водоснабжения (холодная и горячая вода), необходимо соединить между собой арматуру и стояки.
От надежности сочленения элементов магистрали зависит качество функционирования газопровода, водопровода, системы отопления, которая рассчитана на использование пара под давлением или горячей воды с температурой до 95 — 100⁰С.
Оптимальный температурный диапазон по ГОСТ системы отопления – до +60⁰С, зависит от эксплуатационных, климатических, иных факторов.
- Стальные трубы: виды сочленений
- О резьбовой стыковке стояков из стали
- Способы соединений
- Как и чем герметизируют стыки труб
- Виды уплотнителей, способы герметизации
- Материалы для уплотнения стыков
- Резьбовые трубные соединения: «за» и «против»
- Общие требования к резьбе
- Ковкий чугун и соединительные детали из него
- Видео
Стальные трубы: виды сочленений
Соединения стальных труб могут быть неразборного и разборного видов, в зависимости от:
- материалов, из которых произведены стояки. Кроме металлических труб применяют чугунные, стеклянные, полимерные, медные изделия;
- свойств транспортируемых сред;
- эксплуатационных условий.
Чаще всего пользуются:
- муфтовыми (резьбовыми, приварными, байонетными, гильзовыми);
- фланцевыми;
- резьбовыми.
Разъединительными сочленениями. Остановимся на последнем варианте.
О резьбовой стыковке стояков из стали
Резьбовой способ сочленения характерен для работы со стальными трубами. Для нанесения резьбы пользуются токарным станком или плашкой. На тонкостенные стояки наносят цилиндрическую накатную резьбу.
Если при укладке стальных труб будут соблюдены правила монтажа, то скручивание таким способом обеспечит качественное функционирование трубопроводной магистрали на многие годы.
Свинчивание с помощью резьбы можно осуществлять как непосредственным сочленением труб между собой, так и с применением тройников, муфт, запорной арматуры, дополнительных устройств.
Способы соединений
Резьбовые и безрезьбовые соединения могут быть разборного и неразборного типа. Многие уверены, что любую конструкцию с резьбой можно разобрать.
Если одними концами стояки приварены к недвижимой поверхности, то такое трубное устройство невозможно разъединить. Данный вариант – типичный пример неразъемного резьбового присоединения.
Но такие случаи встречаются редко. Основное количество скручиваний с помощью резьбы – разъемного типа.
Стояки соединяются между собой при помощи:
- сгонов;
- двунаправленной резьбы.
Сгоны используются для скручивания неподвижных относительно собственных осей труб.
Обязательное условие: один стояк должен иметь нарезанную долгую резьбу, а второй – короткую.
Для соединения таким способом сначала накручивают контргайку с муфтой на длинную резьбу. После этого нужно согнать муфту на участок трубы с наличием короткой резьбы, после чего затянуть контргайкой.
Методика использования двунаправленной резьбы состоит в том, что для стыковки труб используется только муфта. Накручивать ее нужно одновременно на оба стояка.
Как и чем герметизируют стыки труб
Виды уплотнителей, способы герметизации
Чтобы предотвратить утечку рабочей среды трубопровода необходимо качественно герметизировать трубные скручивания.
При резьбовом соединении стальных труб в качестве уплотнителей используют:
- прокладку. Этот способ уплотнения резьбового соединения требует относительно толстых торцевых трубных срезов. Наличие ровных трубных торцов никогда не сможет обеспечить герметичность. При использовании резиновой или пластиковой прокладки эта проблема успешно решается. Данный вариант – идеальный в случае сочленения с помощью гайки накидного типа;
- подмотку. Материалами могут служить льняные пряди, полимерные нити, ФУМ ленты в комплексе затвердевающими герметиками, красками, пастами.
При монтаже пластиковых стояков применяют способ герметизации, основанный на деформационных свойствах материала. Сущность этого метода состоит в том, что пластиковую трубу с наличием внешней резьбы вкручивают в стояк с внутренней резьбой. Пластик во время деформации способствует отличному заполнению промежуточного пространства, исключая появление зазоров.
Когда речь идет о трубопроводных конструкциях с высоким давлением, то цилиндрические резьбовые соединения труб здесь – не совсем уместны. В таких случаях используется соединение конического типа. Принцип присоединения заключается в том, что при вкручивании наблюдается плотное прижимание труб до такой меры, пока полностью не исчезнет зазор.
Материалы для уплотнения стыков
Чтобы стык был непроницаемым, в качестве уплотнителей используют:
- лён (паклю);
- асбест;
- ФУМ ленту;
- натуральную олифу;
- белила;
- сурик;
- графитную смазку и др.
Надежным уплотнителем при скручивании стальных труб на резьбе является льняная прядь, пропитанная суриком или белилами. Такое соединение отличается простотой монтажа, надежностью в плане герметизации. Уплотнитель используется очень давно, не теряет своей популярности и сегодня, несмотря на появление искусственных аналогов.
Для тех, у кого небольшой опыт работ по монтажу фитингов и труб, подсказываем, что ни в коем случае не применяйте лён без краски. На первых порах стык не будет пропускать влаги. Но пройдет несколько месяцев, льняные волокна намокнут, начнут разлагаться. Поэтому качество всех соединений ухудшится, а еще через месяц-другой – на стыке будет просачиваться вода.
Многие пользуются ФУМ лентой которая ничем не уступает старым традиционным материалам – пакле с краской.
Иногда в месте стыковки стояков отсутствует герметичность. Для устранения этого дефекта нужно заменить уплотняющий материал, а резьбовой участок очистить от грязи, остатков уплотнителя. После этого еще раз намотать льняную нить, ФУМ ленту или иной уплотнитель, собрать конструкцию.
В качестве дополнительных герметизаторов используют пасты, герметики химического происхождения, которые помогут усилить данный участок трубопровода.
Резьбовые трубные соединения: «за» и «против»
Вариант с использованием резьбы имеет свои преимущества и недостатки.
С положительной стороны резьбовые соединения отличаются:
- универсальностью, которая состоит в том, что их можно использовать для скручивания стояков различных диаметров;
- простотой монтирования, поскольку для осуществления процедуры сочленения не нужно быть профессионалом или иметь багаж каких-либо специальных знаний. Достаточно обладать элементарными навыками обращения с гаечным или трубным ключом, иными простыми навыками работы в данной отрасли;
- отсутствием наборов специальных инструментов или приспособлений;
- устойчивостью к нагрузкам, надежностью в эксплуатации;
- удобством демонтажа целой трубной конструкции (при необходимости);
- герметичностью, что обеспечивается наличием уплотняющих материалов, соблюдением элементарных правил прокладки трубопроводов.
- при отсутствии на деталях резьбы необходимо ее нанести, что может вызвать дополнительные трудности, поскольку не все владеют навыками ее нарезания и не у всех имеются наборы специальных инструментов;
- когда места соединений приходится часто монтировать и демонтировать то возможен быстрый износ резьбового участка детали магистрали;
- бывают случаи, что необходимо применить стопорение резьбовой детали, поскольку возможно постепенное самоотвинчивание фитинга.
Учитывая все «за» и «против» в одних ситуациях оптимальным вариантом является использование резьбового соединения стальных труб, а в других – иных видов сочленения элементов трубопроводной конструкции. Это значит, что не существует идеального способа соединения стальных стояков: все способы хороши если они обеспечивают надежность, герметичность трубопровода.
Общие требования к резьбе
Соединения используют на стыках стальных труб отопления, водопроводов, газопроводных стояков, где можно обойтись без сварки. На обычных стояках резьба нарезается, а на тонкостенных изделиях ее наносят методом накатывания.
Главные требования:
- правильно, качественно нарезанная резьба должна быть чистой;
- резьба считается бракованной если она сорванная или неполная;
- длина резьбы не должна быть больше одной десятой части длины детали;
- на соединительных муфтах она должна быть таких размеров чтобы при полном ввертывании концов труб между ними оставался зазор до 0,5 см (это так называемое короткое резьбовое соединение);
- при скручивании «один цилиндр на другой цилиндр» пользуются сгонами. Сгон является отрезком трубы с резьбой на обоих концах с навернутой на них муфтой и контргайкой.
Ковкий чугун и соединительные детали из него
Наиболее распространенными частями из ковкого чугуна для соединения стальных труб, других деталей трубопроводов являются:
А) прямые муфты Б) переходные муфты В) соединительные гайки Г) футорки Д) контргайки Е) пробки.
Для абсолютной герметизации системы при резьбовом соединении необходимо использовать уплотнители, например, прокладки. Кроме них, при иных видах скрепления используются дополнительные детали. Если необходимо применить сочленение элементов магистрали с помощью фланцев, то есть без муфты, то кроме прокладок еще необходимы болты.
При соединении стояков под углом пользуются соединительными частями из ковкого чугуна: прямыми и переходными угольниками, тройниками, крестами.
Муфта из чугуна обладает невысоким буртиком по всему периметру окружности торца, служащий для увеличения прочности детали, в отличие от стального аналога, на котором такой элемент отсутствует.
Качество соединений зависит не столько от способов уплотнения, материалов, как от мастера и качества его работы. Если он ответственный, аккуратный, обладает элементарными сантехническими знаниями, навыками работы с гаечным или трубным ключом, то лучшего специалиста – не найти. При соблюдении элементарных правил монтажа трубопроводных систем, магистраль будет функционировать на протяжении многих лет. Это может подтвердить каждый кто хотя бы один раз занимался монтажом трубопроводной системы, даже самой короткой и простой.
Пробуйте сами, экспериментируйте и увидите что вы – самый лучший специалист по монтированию трубопроводных систем с использованием резьбового способа соединения элементов магистрали.