Технология тонировки паркета своими руками

Покрытие паркета маслом: обзор материалов и технологий


Что делать, если у вас на полу паркетная доска из бука или массив сосны, а хочется видеть шоколадно-коричневый венге, насыщенно-алый падук или жемчужно-белый ясень? Все гениально и просто – используйте такой метод обработки поверхности древесины как тонирование паркета.

Зачем тонировать напольные покрытия

Рынок паркетной химии богат предложениями интересных продуктов с загадочными названиями бейцы, лазури, морилки, пигменты и многое другое. Все они предназначены для работы по дереву с одним необычным эффектом. Называется он тонирование – то есть изменение существующего оттенка древесины с сохранением видимого на поверхности рисунка. В этом и есть главное отличие краски от тонирующих средств – первая образует непрозрачную пленку, а вторые содержат цветовые пигменты, которые проникают глубоко в поры изделия и меняют цвет на требуемый.

Тонировка паркета своими руками призвана:

  • Улучшить внешний вид покрытия, придать богатый вид и подчеркнуть фактуру дерева;
  • Обновить пол, сохранив уровень его паропроницаемости и увеличив степень прочности;
  • Защитить планки от влаги, загрязнений, истирания и образования пятен.

Мореный дубовый пол.

Любой тонирующий раствор имеет еще одно качество – фунгицидное. Дело в том, что содержащиеся в смеси натуральные и модифицированные масла придают дереву водоотталкивающие свойства, поэтому на поверхности не появляется плесень, мох, грибки. А если на пол нанесен еще и финишный состав, то он с успехом может выдерживать интенсивные пешие нагрузки в течение 3-7 лет.

Все тонировочные средства подразделяются на:

  • прозрачные (лессирующие) – слегка изменят оттенок древесины, подчеркивая характерный рисунок распила;
  • выбеливающие – в отличие от хлоросодержащих или кислородных отбеливающих составов тонировки осветляют поверхность без вреда для волокон. К примеру, покрытие паркета белым маслом приводит к тому, что полу придается оттенок серебра или слоновой кости, а также повышается плотность древесины;
  • цветные с эффектом морения — меняют тон изделий, с блеклых на насыщенные (от янтарных до почти черных).

Для последних составов особое значение имеет гладкость пола. Чем больше шероховатость, тем больше пигментов остается на древесине, соответственно получается более богатый, глубокий оттенок. Поэтому, только за счет изменения зернистости абразивного материала на поверхности паркетной доски или массива можно получить разные тона.

Профессионалы знают еще один способ изменения уровня впитываемости паркета. Для этого планки смачивают водой и просушивают. Ворс поднимается, удерживает большее количество пигментирующего вещества, соответственно повышается интенсивность тонирования.

Чем можно тонировать паркет

Для придания напольному покрытию нового оттенка выпускается целый спектр бытовых и профессиональных средств. Условно их можно подразделить на 4 основные группы:

Цветные грунтовочные композиции

В эту группу относятся маслосодержащие жидкие составы, включающие помимо основного компонента (льняное, подсолнечное, соевое и прочие масла), сиккативы (ускорители высыхания), растворители и другие присадки. Это:

  • Морилки (бейцы). Представляют собой многокомпонентную смесь, в основе которого модифицированное льняное (олифа) или подсолнечное масло. Бывают водоразбавимые, спиртовые, на бензиновых и полиэфирных растворителях. Нередко пропитки содержат фунгицидные, водоотталкивающие и другие добавки. Заметим, что качественные материалы не создают на поверхности пленку, а наносятся равномерно, без наплывов и пропусков. Интенсивность окрашивания может быть разной – от еле заметной (лессирование) до насыщенной. В продаже встречаются готовые к применению продукты, концентраты или сухие порошки.
  • Декоративные воски. По составу напоминают морилки, только в качестве основы используются природные восковые компоненты – канделила, карнауба и другие. Это прекрасное средство для древесины, смонтированной во влажных помещениях, кухнях, балконах. Не запечатывает поры, но обеспечивает повышенную стойкость к влаге, грязи и истирающим нагрузкам. Готовое покрытие не трескается, не шелушится и не отслаивается. После нанесения рекомендуется использовать более плотные финишные масляно-восковые составы.

В зависимости от тиксотропности составы наносятся кистью, шпателем, мягкой тканью (ветошь), валиком, губкой и даже пульверизатором. Количество основных цветов может достигать 120 тонов, причем в ассортиментном ряду могут присутствовать не только традиционные древесные оттенки, но и нестандартные – зеленые, голубые, фиолетовые, розовые и т.д. Производители не рекомендуют смешивать тона грунтовочного и основного состава. Для разбавления можно использовать исключительно бесцветные специальные базовые масла.

Образцы тонировочных составов.

В связи с этим особый интерес вызывают новейшие пре-составы с эффектом лессирования, используемые в сочетании с финишными цветными маслами. Продукт распыляется или разливается по поверхности и растягивается кистью с жестким ворсом, специальной шваброй с плотной тканевой насадкой (наподобие LOBATOOL Wischwiesel) или ракелем. Общий оттенок древесины слегка меняется, при этом более ярко выделяется именно распиловочный узор («кольца», сучки). После обработки паркета маслом финишным поверхность получается харизматичной, эффектной. При этом не запрещается сочетать составы разных цветов, ведь это позволяет получить нестандартные оттенки.

Цветные грунтовки всех разновидностей нельзя применять в качестве финишного покрытия – это материал для промежуточного использования, уплотняет поверхность, но не создает прочную на истирание защитную пленку.

В сети интернет часто можно встретить видеоуроки о том, как сделать морилку самому. Предлагаются самые разнообразные компоненты, от древесной коры со стиральным порошком, до битумно-керосиновой смеси. Отметим, что сделанные по сомнительным рецептам составы наносятся неравномерно, быстро выгорают, издают неприятный запах в течение длительного времени. Качественные грунты от Loba, Osmo, Biofa или Saicos подобных недостатков лишены.

Цветные масла декоративно-финишные

Это многокомпонентные составы с содержанием сухого остатка до 97%. Для сравнения – аналогичный показатель в грунтах не превышает 90%. Изготавливаются из:

  • смеси жировых веществ растительного происхождения. В качестве основы может использоваться льняное, подсолнечное, соевое, чертополоховое и прочие масла. В некоторые продукты добавляются твердые частицы карнауба, канделилла, парафин и другие компоненты, формирующие покрытия их серии «масло-воск»;
  • сиккативов, ускоряющих высыхание состава;
  • специальных полимерных присадок, препятствующих образованию пленки на поверхности;
  • полисилоксанов, придающих маслам повышенные водоотталкивающие свойства;
  • растворителей (водорастворимые сополимеры, алифатические углеводороды и т.п.).
Читайте также:
Установка входной двери своими руками: подготовительная работа, инструменты и порядок монтажных работ

Используются для любых изделий из дерева и пробки. Впитывается в структуру древесины на глубину до 5 мм, при этом образует открытопористую износостойкую поверхность с антистатическими свойствами. Паркетная доска под маслом устойчива к воде, загрязнениям, образованию пятен, безопасно для детей и аллергиков. Выпускаются в двух вариациях – матовые и блестящие, подходят для перекрашивания, в том числе из темных в светлые тона.

Наносится масло для паркета любым малярным инструментом, ветошью или скотч-брайтом, а также специальными аппликаторами с резиновым лезвием.

Инструменты для нанесения масла на паркет.

Лазури цветные

Представляют собой гелеобразные или полужидкие смеси из различных масел, растворителей, загустителей, сиккативов и антиоксидантов. Рекомендуются к применению для мягких и твердых пород. Эти составы нужно буквально втирать в поверхность, чтобы получить тонированную древесину с грязе- и водоотталкивающими свойствами. Для работы можно использовать жесткие кисти, скотч-брайт или шпатели.

Для не нагружаемых поверхностей (стеновая отделка, мебель, игрушки) лазурь используется как самостоятельный продукт. А вот для напольных изделий применяется в сочетании с финишным покрытием из масла, воска или масляных лаков.

Цветные лаки

Это самая обширная категория. Паркетные финишные материалы производятся на основе полимерных смол (алкид, акрил, полиуретан), полиэфиров или органических продуктов (олифа). Изделия на растворителях, в отличие от водных, как правило, немного «прижигают» древесину, придавая ей оттенки янтаря и меда. Для усиления эффекта в состав лака вводятся пигменты. Для получения выбеленной поверхности выпускаются специальные экстра-белые добавки.

Сделаем небольшое отступление. Как известно, масло и лак не сочетаются – адгезия материалов стремится к нулю. Однако некоторые производители нашли выход и разработали целую систему:

  1. В масляный грунт перед нанесением вводится специальная адгезионная добавка.
  2. После обработки паркета наносится промежуточный слой — лак на основе растительных масел (олифа, касторовое и др.).
  3. Финишный слой – двухкомпонентный лаковый состав на водной или алкидно-уретановой основе.

Пигментирующие колеры

Тонировка паркета маслом, лаком или грунтом может не дать нужного эффекта. И здесь на помощь приходят колеровочные пасты. Это концентрат, который нужно вводить постепенно, добавляя буквально по каплям и делая постоянно пробные выкрасы.

Колеры можно использовать как для бесцветных составов, так и для уже тонированных. Покрывать ими древесину не рекомендуется – это не лак или масло, которые распределяются равномерно и имеют неплохую адгезию.

Как тонировать паркет маслом: методы нанесения

Самое главное правило – следовать рекомендациям производителя. Каждый уважающий себя завод обязательно снабжает свою продукцию подробной инструкцией, в которой указывается:

  1. Требования к поверхности и способы ее подготовки.
  2. Меры предосторожности.
  3. Техника применения.
  • Температура – от +15 до +28 °С (не ниже +5),
  • Относительная влажность: воздуха – 40-60%, древесины – 9-18%.

Грунтовки, морилки и лазури наносятся следующим образом:

  1. Поверхность очищается от старых покрытий, шлифуется до чистой древесины абразивом зернистостью не менее 100 ед., оптимально для финишной обработки – 150 ед. Швы, царапины и другие дефекты заполняются эластичными шпатлевками того же производителя. Поверхность тщательно обеспыливается.
  2. Перед применением состав тщательно перемешивается, производится пробное окрашивание небольшого участка. Если все устраивает, то морилка аккуратно распределяется тонким слоем по древесине вдоль волокон при помощи щетки, коротковорсовым валиком, плоской кистью, ветошью или шпателем. Через 10-20 минут пол обрабатывается шлифовальной машиной со специальной насадкой – белым синтетическим падом для затирки масла.
  3. Через 2-3 суток пол проверяется на гладкость. Если имеются шероховатости, то их нужно отшлифовать абразивом с модулем крупности зерна 200-240 ед. Затем поверхность обеспылить и можно наносить финишное покрытие.

Методика использования финишных масел практически та же, но с небольшими отличиями:

  • Первый слой наносится тонко и по возможности равномерно. Через 7-10 минут производится затирка и удаление излишков белым падом или валиком, затем оставляется на 3-4 часа для высыхания. Можно при этом проветривать.
  • Второй слой наносится также тонко. На поверхности не должно быть пленки, весь материал остается внутри древесины. Поэтому излишки удаляются, а пол тщательно затирается и просушивается уже в течение 3-5 суток. Окончательную прочность отделочное покрытие набирает через 10-14 дней.

Совет! Если вам нужны мастера по ремонту пола, есть очень удобный сервис по подбору спецов от PROFI.RU. Просто заполните детали заказа, мастера сами откликнутся и вы сможете выбрать с кем сотрудничать. У каждого специалиста в системе есть рейтинг, отзывы и примеры работ, что поможет с выбором. Похоже на мини тендер. Размещение заявки БЕСПЛАТНО и ни к чему не обязывает. Работает почти во всех городах России. Без вашего желания никто не увидит ваш номер телефона и не сможет вам позвонить, пока вы сами не откроете свой номер конкретному специалисту.

Если вы являетесь мастером, то перейдите по этой ссылке, зарегистрируйтесь в системе и сможете принимать заказы.

Блог – Технология укладки асфальта по ГОСТу – способы, этапы и используемая техника

Асфальт является самым популярным методом, который применяется для покрытия дорог и тротуаров. Востребованность материала объясняется его уникальными физическими и химическими свойствами. Асфальтирование дорожного полотна – практичное современное решение, которое отличается легкостью (если сравнивать с другими видами покрытия, например, укладкой плитки). Правильно уложенный асфальт при соблюдении технологии укладки асфальта по ГОСТу является стойким к воздействию неблагоприятных климатических факторов, характеризуется износостойкостью и долгим сроком службы.

Способы укладки асфальта

Холодное асфальтирование

При холодном асфальтировании основу смеси составляют жидкие нефтяные дорожные битумы. Особенность проведения работ – укладка возможна только в теплое время года. Это объясняется тем, что не применяется этап высушки воды. Данный метод асфальтирования хорошо подходит для ямочного ремонта.

Читайте также:
Устройство мансардной крыши своими руками: описание и характеристика, фото

Горячее асфальтирование

При горячем асфальтировании основными компонентами смеси выступают жидкие и вязкие нефтяные битумы. Особенность укладки – работы можно проводить в зимнее время, когда на улице холодно. Чтобы асфальтовое покрытие было долговечным, температура асфальта при укладке по ГОСТ должна быть не меньше 120 градусов . Территория, на которую планируется укладывать асфальт, предварительно высушивается при помощи специальной техники.

Этапы укладки асфальта

1. Разрабатывается проектно-сметная документация

Проект должен быть разработан с учетом особенностей участка, который имеет свои индивидуальные характеристики (вид рельефа, параметры, структура почвы). После расчетов специалиста составляется смета, в которой учитываются:

  • размер участка,
  • объемы работ,
  • предварительная стоимость.

Расположение подземных коммуникаций тоже включается в расчет. Это нужно для правильного расчета дренажной системы, что в дальнейшем позволит избежать проблем с отводом сточных вод.

Должное внимание следует уделить корневой системе больших деревьев, так как со временем корни могут разрастаться и серьезно повредить дорожное полотно.

2. Земляные работы

Начинаются подготовительные работы. В первую очередь снимается верхний слой грунта. Если задача – снять большой слой, требуется использование специализированной техники – бульдозеров и погрузчиков. Разравнивается территория при помощи грейдеров. Впоследствии формируется дорожное “корыто”, которое предстоит дальнейшему уплотнению.

Насколько глубоко копать? В первую очередь показатель зависит от предназначения дорожного полотна. Для укладки дорожек достаточно снять 15-25 см почвы. Тут действует правило: чем больше планируемая нагрузка на полотно – тем глубже копается котлован.

Важно! Проект должен быть спланирован так, чтобы дождевая вода стекала в дренажную систему, а не накапливалась на асфальтном покрытии или под ним.

Если работы делаются не с нуля, имеющееся покрытие разрушают при помощи дорожного фрезера. Устаревшее покрытие может использоваться повторно, если правильно его переработать.

Хотите купить песок или щебень с доставкой?

Звоните сейчас и получите скидку +7 (988) 318-84-49

3. Подготавливается основание

На этом этапе формируется “дорожная подушка”. Задача состоит в отсыпании двух слоев дорожного “пирога”:

  • Делается укладка песка или гравийно-песчаной смеси.
  • Для придания прочности верх покрытия посыпается крупнофракционным щебнем.
  • Для минимизации пустот пирог дополнительно покрывается щебнем с мелкой фракцией.

Чтобы покрытие со временем не утратило качественных характеристик, каждый слой подлежит выравниванию при помощи грейдера и тщательно утрамбовке. Бортовой камень используется для огораживания асфальтируемой территории.

Важно! Для придания покрытию максимальной прочности, перед асфальтированием поверхность следует пропитать битумом.

Схема правильного дорожного “пирога”

4. Укладка асфальта

Завершительный этап. Если материал не готовится непосредственно на месте, поставка осуществляется при помощи самосвалов. Песок, минеральный порошок, жидкий битум и щебень – ключевые компоненты АБС (асфальтобетонной смеси).

При нанесении смеси важно, чтобы она ложилась равномерно. Чтобы избежать неровностей, прибегают к помощи асфальтобетоноукладчиков. Для повышения плотности покрытия, укладка проводится несколькими катками. Рекомендуется использование техники, которая специально предназначается для каждого отдельного вида работ. Только в этом случае покрытие будет качественным.

ГОСТ – укладка асфальта в России. Скачать ГОСТ Р 54401-2011

Основным документом, регламентирующим работы по укладке асфальта (асфальтированию дорог) в России является государственный стандарт ГОСТ Р 54401-2011 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования.

Национальный стандарт Российской Федерации распространяется на асфальтобетон дорожный литой горячий и на смеси асфальтобетонные дорожные литые горячие (далее – смеси литые), применяемые для устройства покрытий на автомобильных дорогах общего пользования, мостовых сооружениях, тоннелях, а также для производства ямочного ремонта, и устанавливает технические требования к ним.

Скачать ГОСТ Р 54401-2011 в формате PDF

Техника для асфальтирования

На всех этапах асфальтирования используется специальная дорожно-строительная техника. Она не только ускоряет в разы процесс укладки дорожного полотная, но и значительно повышает итоговое качество всех работ. Ниже представлена вся необходимая техника для асфальтирования:

Бульдозер

Бульдозер является самоходной дорожно-строительной машиной с циклическим действием. Оснащается ножевым рабочим органом. Основное предназначение: проведение землеройных и транспортных работ.

Бульдозеры имеют широкое применение и предназначаются для всех этапов строительных работ:

  • чтобы подготовить грунтовое основание,
  • чтобы нанести песчаный и щебеночный слой,
  • для подготовки дорожного основания к асфальтированию.

Бульдозеры бывают гусеничными и колесными. Гусеничные бульдозеры предназначаются для работ в условиях бездорожья и трудной проходимости, имеют большую мощность и выносливость.

Колесные бульдозеры имеют меньшую производительность, зато отличаются высоким показателем маневренности. Могут работать на небольших участках. Применяются для устройства дорожного основания, в то время как гусеничные лучше подходят для проведения землеройных работ.

Погрузчик

Погрузчик является самоходной или ручной машиной. Основное предназначение – поднятие, транспортировка и укладка тяжелых грузов.

Ковшовые погрузчики тоже делятся на гусеничные и колесные. Первые имеют большую мощность, производительность и выносливость, вторые – предназначаются для несложных работ на небольших участках.

Погрузчики – универсальная техника, поскольку могут комплектоваться широким разнообразием навесного оборудования:

  • бульдозерными отвалами,
  • ковшом,
  • скреперными рабочими органами и пр.

Такая техника используется для укладки асфальтобетонного покрытия и последующей уборки территории от строительного мусора, а если нужно – опавшей листвы, снега, веток и пр.

Грейдер

Основное предназначение грейдера – планировка и профилирование рабочего участка. Это самоходная или прицепная машина, которая используется для разравнивания грунта с последующим его перемещением. Применяется также для уборки территории от сыпучих строительных материалов и снега.

Асфальтобетоноукладчик

Асфальтобетоноукладчик – вид строительной техники, который бывает с гусеничным или колесным ходом. Асфальтобетоноукладчик предназначается для укладки асфальтобетонной смеси. В зависимости от вида предстоящих работ (их объема и сложности), машины могут быть тяжелыми и легкими. Габаритная техника нужна на крупных объектах дорожного строительства, легкая используется для работ вспомогательного характера.

Читайте также:
Спальня в Африканском стиле — 75 фото характерных особенностей при создании атмосферы

Какую технику используют при асфальтировании дорог ?!

Всю представленную выше технику используют при асфальтировании дорог. Чтобы правильно уложить асфальт и придать ему прочности и долговечности, нужно тщательно следовать всем этапам устройства покрытия и применять специализированную технику. Только тяжелая машина способна хорошо утрамбовать слои асфальтобетонного покрытия, чтобы минимизировать пустоты и обеспечить полотну высокую плотность.

Качественное поэтапное исполнение всех работ гарантирует покрытию высокие эксплуатационные свойства и долгий срок службы.

Наша компания ООО “Вектор” предлагает вам услуги аренды грунтового виброкатка и другой спецтехники, необходимой на разных этапах работ по укладке нового дорожного полотна по низким ценам. Также предлагаем поставки инертных материалов на объекты строительства.

Звоните сейчас и получите скидку +7 (988) 318-84-49 или отправьте запрос на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Видео – Правильная технология укладки асфальта

Видео – Современные технологии асфальтирования

Видео – Как строят знаменитые немецкие автобаны

Гайд по технологиям укладки асфальта от команды «Альфа-Асфальтирование»

Главная Статьи Гайд по технологиям укладки асфальта от команды «Альфа-Асфальтирование»

Когда нужно проложить новую дорогу, сделать детскую площадку или стоянку для автомобилей, асфальтирование — первый метод, который сразу приходит в голову. И дело не только в дешевизне процесса. Это практичный и легкий способ создать прочное покрытие, которое при соблюдении всех ГОСТов прослужит долгие годы и выдержит практически любые нагрузки.

Два основных вида асфальта

Когда мы говорим о видах асфальта, то имеем в виду два основных способа укладки смеси:

Наиболее популярная технология укладки асфальта, поскольку позволяет быстро, довольно просто и недорого создавать прочные дорожные покрытия, в том числе и для автомагистралей, по которым движутся большегрузы. Другие методы проигрывают горячему асфальтированию по сочетанию перечисленных факторов.

  • Холодный
  • Асфальтовая крошка не может стать основанием для дорог с высокой транспортной нагрузкой. Ее сфера применения — второстепенные дороги, подъездные пути, детские, спортивные и дворовые площадки, а чаще всего — ямочный ремонт. Использовать материал для восстановления дорог — идеальное решение. Движение может продолжаться сразу после того, как повреждения будут засыпаны и утрамбованы.

    Состав

    Все виды асфальта содержат одни и те же компоненты: битум, песок, щебень/гравий и минеральные порошки. Разница в том, каково процентное соотношение материалов.

    Битум

    Относится к смолоподобным продуктам, полученным в процессе нефтепереработки. Служит связующим звеном для других компонентов асфальта. Чем больше транспортная нагрузка на покрытие, тем больше битума в составе.

    Песок

    Является мелкодисперсным наполнителем, который заполняет пустоты между крупными элементами. Нельзя использовать обычный речной песок. Нужен специальный очищенный материал, поскольку от этого зависит прочность будущего полотна.

    Щебень, гравий

    Повышают прочность полотна. Если по дороге будет ездить техника весом больше 5 тонн, в состав обязательно включается щебень диаметром до 15 мм. Такой асфальт выдерживает высокие транспортные нагрузки, а риск появления колеи снижается. Для пешеходных дорожек достаточно материала до 3–5 мм, который выступает амортизатором и наполнителем.

    Минеральный порошок

    Получается в результате дробления известняка и окаменевших останков. Имеет вязкую структуру, содержит большое количество углерода, уменьшает внутренние нагрузки. Используется в составе дорог, которые испытывают большие транспортные нагрузки, а также при строительстве мостов.

    Процентное соотношение материалов по СНиП

    Чтобы узнать, как правильно положить асфальт, просмотрите СНиП 3.06.03-85, который регулирует процентное соотношение компонентов и степень уплотнения материалов:

    • По суммарному содержанию щебня все смеси делятся на 3 группы: А (50-60%), Б (40-50%), В (30-40%). Есть еще Г и Д — песчаные смеси (0% щебня). Чем больше нагрузка на дорогу, тем выше содержание щебня/гравия. Для создания тротуаров и асфальтирования частных территорий подойдут и песчаные смеси.
    • Минеральный порошок выполняет роль лигатуры, структурирующей битум и придающий вязкость массе. Его количество растет с ростом нагрузки на полотно и может составлять от 7,5 до 15% от общей массы. Для создания второстепенных дорог и площадок не используется.
    • Количество битума варьируется от 1 до 11% от общего состава массы. Чем прочнее должно быть покрытие, тем больше битума будет в составе смеси.

    Асфальтовые пропитки

    Согласно ГОСТ 11-10-75, рекомендуется использовать пропитки:

    • Полимерная с акрилом в составе. Стоят дорого, целесообразно использовать на небольших территориях, например, теннисных кортах, спецплощадках. Обладают высокой прочностью, могут быть цветными.
    • Каменноугольная смола. Не разрушается под воздействием нефтепродуктов, долго служит, имеет цвет.
    • Битумная эмульсия. Самое распространенное и доступное покрытие, которое требует регулярного ремонта.

    Способы укладки асфальта

    Чтобы разобраться, как укладывать асфальт в вашем случае, нужно понимать разницу в технологиях.

    Особенность технологии в том, что смесь должна быть привезена на место работы подогретой до 120 градусов. Это необходимо, чтобы добиться высокой степени однородности, которая и обеспечит повышенную плотность и прочность будущего покрытия. Среди недостатков такого решения — в горячую погоду битум испаряется, издавая неприятный запах и становясь экологически небезопасным. К тому же в жаркие летние дни перемещение по таким дорогам для большегрузов ограничено, иначе покрытие может легко деформироваться.

    Однако такой способ укладки имеет определенные ограничения в плане температур. Обычная смесь должна укладываться в сухую погоду, когда температура воздуха превышает +5 градусов. При наличии специальных добавок в составе, понижающих вязкость битума, нижняя температурная граница технологии укладки горячего асфальта снижается до -10 градусов.
    Холодная технология

    Холодный асфальт поставляется на место работы прямо в пакетах. Его не нужно дополнительно разогревать до высокой температуры, а затем тщательно утрамбовывать с помощью вибрационного катка.Отличие в том, что в основе смеси лежит асфальтовая крошка. Это старое покрытие, которое снимается с дорог и фрезеруется, а затем смешивается со специальными добавками, повышающими ее технические характеристики. Такой асфальт вы можете использовать даже при -15 градусах мороза. Главное, чтобы не было снегопада или града.

    Читайте также:
    Фундаментные блоки: основные характеристики и разновидности

    Четыре основных этапа укладки асфальта

    Процесс асфальтирования всегда выглядит одинаково. Будь это компактная детская площадка или магистраль федерального значения.

      Подготовка пакета сметно-проектной документации

    Участок всегда имеет уникальные особенности рельефа, размеров, структуры почвы и ее характеристик. Поэтому сначала специалист составляет проект работ, определяет, как положить асфальт, а затем на его основании — смету. Поскольку любое асфальтирование предполагает обустройство дренажной системы, обязательно учитывается прокладка подземных коммуникаций, а также ближайшие лесные насаждения и расположение корневой системы.
    Земляные работы

    Подготовка участка начинается с того, что снимается слой грунта. Для создания тротуаров достаточно снять 15–25 см почвы, а для магистрали нужен котлован побольше. Почва снимается с помощью бульдозеров и погрузчиков, а разравнивается с помощью грейдеров.Если асфальт укладывается на место старой дороги или площадки, износившийся слой снимается фрезером. В дальнейшем получившуюся асфальтную крошку можно использовать для ямочного ремонта.
    Обустройство основания

    Сначала насыпается песчаная или песчано-гравийная подушка, затем — слой крупнофракционного щебня, а сверху — щебень мелкой фракции. Чтобы сцепка слоев была максимальной, каждый слой разравнивается грейдером и утрамбовывается. А верхний слой основания может обрабатываться пропитками, чтобы усилить адгезию основания и слоев асфальта.
    Укладка асфальта

    Смесь может готовиться на месте или доставляться с завода самосвалами. Сначала кладется крупнофракционная смесь, затем — мелкофракционная. Чтобы распределить материал равномерно, используются асфальтоукладчики. Каждый слой тщательно трамбуется вибрационным катком. Для усиления дорог, которые планируется использовать в качестве автобанов, в состав дороги входит армирующая сетка. Она укладывается между слоями асфальта, может пропитываться для лучшей адгезии битумной эмульсией.Когда асфальт уложен, сверху покрытие могут также обработать гидроизоляционными пропитками, чтобы повысить его износостойкость.

    Технология укладки асфальта в соответствии с ГОСТом

    Ключевой документ — ГОСТ Р 54401-2011 «Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный, литой, горячий. Технические требования».

    Чтобы понять, как правильно укладывать асфальт, познакомьтесь с этим ГОСТом, который регулирует горячее и холодное асфальтирование, а также укладку литых смесей, ямочного ремонта.

    Техническая поддержка

    Мы разобрались, как кладут асфальт, а теперь сделаем обзор техники, которая потребуется для асфальтирования:

    Самоходная машина, которая помогает проводить землеройные и транспортные работы: подготовить грунтовое основание, наносить песок и щебень. Для работы в условиях бездорожья привлекаются гусеничные модели, а для работы в стесненных условиях — колесные аналоги. Последние обладают повышенной маневренностью.
    Погрузчик

    Самоходная или ручная машина, которая помогает убрать территорию перед укладкой основания, а также укладывать покрытие. Может быть гусеничным и ковшовым. Способен работать с бульдозерным отвалом, ковшом и скреперными рабочими инструментами.
    Грейдер

    Может быть как самоходным, так и прицепным. Помогает разравнивать и перемещать грунт, а также применяется для уборки территории.
    Асфальтобетоноукладчик

    Используется для распределения и укладки смеси. Может иметь гусеничный и колесный ход.

    Компания «Альфа-Асфальтирование» знает все о том, как правильно класть асфальт. Мы не только выполняем все работы по асфальтированию территорий, но также предлагаем своим заказчикам:

    • асфальтобетон и крошку собственного производства;
    • профессионально составленные сметы и гарантию толщины каждого слоя будущей дороги, площадки;
    • современную технику для укладки асфальта.

    Мы отвечаем за качество материалов и выполнения задачи от начала и до конца!

    Современные методы укладки асфальтового покрытия

    Асфальт относится к группе строительных материалов, предназначенных для покрытия дорожного полотна. Основное его предназначение – создание надёжных безопасных условий для организации пешего либо автомобильного движения.

    Асфальтовое покрытие при правильной укладке выдерживает большие нагрузки, этому способствует марка асфальта, которую законодательно закрепляет ГОСТ 11-10-75: М1200 – для автодорог, М1000 – для тротуаров и дорожек.

    Асфальт экологичен, имеет высокий показатель практичности и привлекательный внешний вид, несколько трудоёмок в изготовлении и использовании, не самый дорогой из дорожных покрытий.

    Виды и состав асфальта

    Для покрытия дорог применяются два вида асфальта: холодный и горячий. Состав любого вида будет одинаковый, отличие заключается в процентном соотношении компонентов.

    Составляющими асфальта являются:

    • песок;
    • щебень;
    • битум;
    • минеральный порошок.

    Процентное соотношение составляющих зависит от того, на дороге какого назначения будет укладываться покрытие.

    ГОСТ 11-10-75 рекомендует холодный способ укладки применять для ремонта основных дорог, на дворовых территориях, для устройства тротуаров.

    Укладка асфальта горячим способом – это способ, которым формируют новое дорожное покрытие, успевая укатать смесь, прежде чем она застынет.

    Процентный состав компонентов

    Процентное соотношение всех компонентов асфальтовой смеси и коэффициент уплотнения даёт СНиП 3.06.03-85.

    Если асфальт укладывают на полотно автомагистрали, то большим будет процентное содержание щебня, способного выдержать непродолжительные нагрузки до нескольких десятков тонн. При прокладке дорожек и подъездов для легковых машин щебень либо вообще не используется, либо заменяется мелким гравием.

    Содержание битума (продукта нефтепереработки) может колебаться от 1% (второстепенные дороги) до 11% (основные автомагистрали). Битум используется для придания дорожному полотну амортизации, повышения сцепления покрышек с дорогой, устранения скольжения.

    Минеральный порошок получается способом дробления известняка и окаменевших останков. Структура порошка вязкая, содержит много углерода, что способствует снятию внутренних нагрузок. Чаще применяется при прокладке асфальтового полотна на мостах и магистралях, на второстепенных дорогах практически не применяется.

    Последним компонентом асфальтовой смеси является песок. Его тщательно очищают от примесей, чтобы повысить прочность конечной массы.

    Асфальтовые пропитки

    Технология укладки асфальта предполагает применение пропиток, которые улучшают качество дорожного полотна.

    Читайте также:
    Стяжка пола по маякам своими руками: пошаговая инструкция

    Сегодня ГОСТ 11-10-75 рекомендует несколько видов пропиток.

    Масса на основе полимера из акрила. Стоит очень дорого, укладывается на небольших территориях (теннисные корты, специальные площадки и т.д.), имеют высокое качество защиты, производятся в нескольких цветах.

    Каменноугольная смола. Не поддаётся разрушению от попадания нефтепродуктов, служит долго, имеет качественную структуру и цвет.

    Асфальтовая эмульсия. Распространённое и доступное покрытие, недолговечное, требующее постоянного ремонта.

    Для продления срока службы при укладке СНиП 3.06.03-85 рекомендует использовать сетки под асфальт. Они повышают плотность полотна и обеспечивают его сцепку. Эти же характеристики достигаются и качественным уплотнением асфальтобетонной смеси, для чего применяется асфальтовый каток.

    Горячий способ укладки

    Укладка асфальта горячим способом является распространённой, характеризуется меньшей стоимостью и даёт хорошие результаты. СНиП рекомендует разогрев готовой смеси до 130ºС, на момент засыпания дорожного полотна температура должна быть не менее 100 ºС.

    Горячий асфальт можно укладывать ручным способом. Пошагово процесс выглядит следующим образом:

    • Подготовка «бетономешалки». С этой целью справиться металлическая бочка, в которой электрической дрелью (сверло 16 мм) внизу и вверху по центру просверливаются отверстия. В них вставляется прочная ось, обваривается по кругу. По бокам прикрепляются прочные ручки для прокручивания. Вся конструкция устанавливается на опору.
    • Закладка ингредиентов. В бочку помещаются щебень и минеральный порошок, смешиваются. Для битума берётся другой сосуд, масса нагревается до однородности. Разогретый битум добавляется в бочку с содержанием минерально-щебёночного состава. Бочку необходимо всё время прокручивать. После добавления достаточного количества смолы (10%) засыпается песок, полученный состав хорошо перемешивается.
    • Закатывание. Выложить горячий асфальт на подготовленное место толщиной около 5 см и плотно утрамбовать ручным катком. При соприкосновении с массой инструмент необходимо смачивать водой, чтобы поверхность получилась гладкой.

    Если асфальт уложен качественно, то он способен выдержать массу до 5 тонн, не испортиться от воды и солнца.

    Холодный способ укладки

    Данные работы производятся с использованием готовой смеси, которую можно купить в магазине. Она избавит от трудоёмкости приготовления горячей смеси. Но такая масса стоит дорого, выполненные из неё покрытия плохо выдерживают высокие летние температуры.

    ГОСТ 11-10-75 запрещает такой способ асфальтирования на основных дорогах, предусматривает применение холодного асфальта только для ремонта дорог или на дачных участках.

    Данный способ выполняется поэтапно:

    • Подготовительный этап. Приобретение готовой смеси в магазине. На будущих дорожках убирается слой земли (10 см), половина углубления засыпается щебнем и уплотняется.
    • Послойная закладка асфальтовой смеси. Укладываются два слоя с интервалом в 20 минут, каждый тщательно утрамбовывается ручным катком. Толщина укладываемого слоя составляет 2-3 см.
    • Завершающие работы. На последнем этапе полотно ещё раз утрамбовывается и сбрызгивается водой. Пользоваться можно через сутки.

    Укладка асфальта таким способом займёт немного времени, потому что смесь уже готова. На прокладку дорожки потребуется несколько часов, яму можно закрыть за 5 минут.

    Возможные дефекты асфальтового покрытия

    Работы по укладке асфальта на основных дорогах могут сопровождаться некоторыми дефектами, появляющимися на покрытии, если нарушаются правила асфальтирования.

    При использовании асфальтоукладчика могут появляться короткие волны на покрытии. В этом случае надо следить за равномерной подачей горячей смеси. Длинные волны будут свидетельствовать о том, что не соблюдается температура массы или каток движется неравномерно.

    На полотне могут образовываться разрывы, которые будут следствием неправильной работы выглаживающей плиты. Она нарушит коэффициент уплотнения из-за несоответствующей температуры массы и присутствия в ней посторонних включений. В этом случае надо строго контролировать работу укладывающего оборудования, единичные небольшие разрывы можно устранить сразу.

    Температура выше нормы, утвёрждённая СНиПом, может привести к растрескиванию или неравномерной текстуре поверхности из-за резкого контраста между основанием и горячей массой.

    Появляющиеся на поверхности битумные пятна являются следствием нарушения процентного состава смеси. Они сделают покрытие скользким. Точное соблюдение пропорций предотвратит этот дефект.

    Некачественные швы являются правила укладки. Чтобы их избежать, холодный край разогревается газовыми горелками, и только потом укладывается горячая смесь.

    Следствием неправильной работы асфальтоукладочной машины может стать разная толщина слоёв или продольные трещины, поэтому оборудование должно хорошо регулироваться.

    Ремонтные работы

    Даже качественно уложенный асфальт когда-то начнёт разрушаться. Данный процесс вызовут физические нагрузки и солнечные лучи. Такое покрытие можно отремонтировать.

    Для ремонта можно применить следующие восстанавливающие технологии:

    • Заделка трещин гудроном. Трещина зачищается, засыпается песком и заполняется гудроном, через 15 минут асфальт выравнивается шпателем.
    • Укладка рулонов готового асфальта на старый. Освобождённый от защитной плёнки пласт располагается над повреждённым местом и плотно прижимается.
    • Использование холодного асфальта. В месте повреждения на старый асфальт надо выложить готовую смесь, разровнять и утрамбовать.

    Такие работы надо проводить регулярно, тогда покрытие прослужит долго. Если речь идёт об основных магистралях, то СНиП рекомендует полотно меняют полностью.

    Технология асфальтирования

    Мы все уже привыкли настолько к асфальтированным дорогам и площадкам, что их отсутствие вызывает удивление и недовольство. Покрытия такого типа присутствует почти везде. Асфальтом закатывают не только дороги, но и тротуары, спортивные площадки. Такие поверхности способны выдерживать значительные нагрузки механического характера. Отметим, что особенно востребованным становится этот искусственный материал в период с весны до осени.

    Какие виды существуют

    Сейчас применяют покрытия только двух видов:

    • Асфальтовые.
    • Дегтевые.

    Что касается температуры укладки, то асфальтовые составы подразделяются на два типа:

    1. Покрытия горячего типа. Их укладывают при температуре выше 140 градусов. Для этого необходима специальная техника. Горячее асфальтовое покрытие отличается высокой прочностью, поэтому его применяют для укладки дорог, городских улиц и площадей.
    2. Холодный асфальт. Этот тип смеси еще называют теплой, а готовят ее с использованием битумов, у которых понижена вязкость. Холодный материал укладывают при температуре от 80 до 120 градусов. Асфальтовые покрытия такого рода чаще всего используются во дворах, на детских площадках, тротуарах и других местах, которые не подвергаются большим нагрузкам.
    Читайте также:
    Уличный деревянный стол для дачи своими руками: Инструкция +Видео

    Классификация

    Все асфальтовые смеси делятся на три класса по размеру зерен минеральных компонентов.

    Первый класс – это крупные зерна. Самые большие из них могут достигать четырех сантиметров. Материал такого калибра подходит для укладки трасс. Он способен выдерживать движение большого количества грузовых автомобилей.

    Второй класс – это средние зерна. Самый большой их размер может составлять 25 миллиметров. Такой материал применяют для облагораживания пешеходных улиц и площадей.

    Третий класс – это мелкие зерна. Частички смеси в этом случае не превышают размера в пятнадцать сантиметров. Мелкая фракция позволяет добиться плотного прилегания зерен друг к другу. Поэтому в процессе утрамбовывания поверхность получается идеально ровной. Покрытие такого класса подходит для облагораживания дворов и площадок для спорта.

    О благоустройстве

    У любого покрытия имеются свои достоинства и недостатки. Асфальт не является исключением. Его достоинством можно считать возможность использования специализированной техники в процессе укладки. Отметим, что строительный бетон, к примеру, укладывается только вручную, что невероятно тяжело.

    Главным же недостатком этого искусственного материала считается его сильных запах. А все потому, что в составе смеси присутствует битум, который под воздействием высоких температур начинает сильно пахнуть. Это доставляет определенный дискомфорт.

    Если говорить об асфальтировании, то этот процесс довольно сложный. Он требует четкого соблюдения технологии. Отметим, что для каждого отдельного этапа укладки существуют свои нормы. Если все правила будут соблюдены, то готовое покрытие прослужит много лет. Стоит также добавить, что в процессе укладки используется разнообразная техника и оборудование. Поэтому мало просто привлечь опытных специалистов и детально изучить технологию. Нужно еще иметь лицензию, подтверждающую, что компания имеет право на предоставление соответствующих услуг.

    Кроме того, подрядчик должен знать, как правильно рассчитать толщину будущего покрытия, как выполнить разметку, произвести все необходимые работы. Также он обязан гарантировать качество. Это очень важно, ведь каждый из нас прекрасно знает, как любят отечественные компании экономить на этом процессе. В результате этого дорожное покрытие рассыпается всего за один сезон.

    Укладка дорожного покрытия

    Итак, укладка асфальта – это многоступенчатый технологический процесс. Выполнять его непросто, особенно в холодное время года. Важно проявить предельную точность и скрупулезность. Если стандарты будут нарушены, то расход материалов значительно повысится, а покрытие быстрее придет в непригодность.

    Но для начала давайте разберемся, из чего же состоит асфальтовое покрытие. А входят в его состав следующие компоненты:

    • Щебень.
    • Песок.
    • Битум и битумная эмульсия.
    • Минеральный порошок или каменная мука.
    • Асфальт.

    Каждый из этих компонентов берется в строго определенных пропорциях. Ни в коем случае нельзя заменять чистый щебень и песок продуктами камнедробления.

    Рабочий процесс начинается с того, что местность тщательно размечают. Асфальт должен быть на одном уровне с землей. Именно поэтому вначале подготавливают сам грунт. Самую рыхлую его часть снимают при помощи бульдозера. Получается как бы ванна для укладки материала. Ее дно засыпают песком, который уплотняют при помощи виброкатка и накрывают особым материалом. Называется он геотекстиль. Его функция заключается в том, чтобы препятствовать проваливанию щебня в песчаный слой. За счет этого повышается уровень прочности.

    Сам же асфальт укладывается либо на жесткое основание из бетона, либо на щебневую подушку. Для ее подготовки используют щебень трех видов. Вначале засыпается самый крупный вид, а потом средний и мелкий. По мере подсыпания каждый из слоев тоже утрамбовывается при помощи катка. Когда подушка будет готова, ее необходимо полить эмульсией из битума.

    Заключительным этапом является укладка асфальта, который тщательно перемешивают с мелким песком и мукой из камня. Эту смесь нагревают до нужной температуры и укладывают слоями. Каждый из них должен быть примерно семь сантиметров толщиной. В процессе укладки используют асфальтоукладчик. Эта серьезная техника оснащена множеством датчиков и собственным компьютером. По завершению процесса готовое покрытие снова поливается битумной эмульсией.

    Отметим, что технология может и изменяться. Все зависит от того, какой тип материала будет использоваться в процессе. К примеру, горячий асфальт укладывают совсем не так, как холодный. Обновление существующего покрытия так же выполняется по иной технологии. В этом случае нет необходимости делать новое основание. Нужно либо просто снять старое покрытие, либо обеспечить качественное сцепление старого и нового слоев. Отметим, что нельзя укладывать асфальт в дождливую погоду. Это приведет к слишком быстрому остыванию состава, что помешает уплотнить его соответствующим образом.

    Если же укладка асфальта будет происходить в зимнее время, то необходимо использовать теплый асфальтобетон. Его главное отличие заключается в содержании специальных присадок. Именно благодаря им укладка асфальта в зимнее время становится возможной.

    Что касается укладки холодного асфальта, то его, как правило, используют при ямочном ремонте. Дело в том, что холодное покрытие достигает необходимой прочности благодаря сжатию. Другими словами готовую смесь просто укладывают на нужный участок и трамбуют при помощи тяжелой техники. По окончанию ремонтных работ движение транспорта полностью восстанавливается, что тоже способствует повышению прочности уложенной смеси. Холодный асфальт хорошо тем, что укладывать его можно при любых погодных условиях. Более того, такая технология позволяет минимизировать количество отходов. Материал, который останется, можно будет использовать в дальнейшем.

    О дефектах асфальтового покрытия и способах их устранения

    Теперь давайте рассмотрим, какие дефекты могут появляться на асфальтовом покрытии, разберемся в причинах их появления и в том, как их ликвидировать.

    1. Короткие волны, повторяющиеся через каждые полметра. В этом случае, скорее всего, состав неравномерно подается на шнековые питатели укладчика. В итоге давление выглаживающей плиты на поверхность постоянно меняется. Чтобы устранить изъян, нужно внимательно осмотреть элементы питания асфальтоукладчика и саму выглаживающую плиту. Также необходимо обратить внимание на температуру состава и его стабильность.
    2. Волны длинного типа. Такой брак возникает из-за колебаний состава и его температуры. Также причина может крыться в резких изменениях движения катка. Кроме того, этот изъян может являться отражением неровностей самого основания. Устраняется дефект путем контроля работы укладывающих механизмов и качества рабочего состава.
    3. Разрывы посередине уложенного слоя, по его краям и по всей поверхности. Здесь виноват, скорее всего, сам асфальтоукладчик, а точнее его выглаживающая плита. Также деформирование покрытия может происходить из-за низкой температуры рабочего состава и присутствия в нем посторонних компонентов. Устранить разрывы можно путем строгого контроля работы укладывающего оборудования. Одиночные разрывы латают только путем засыпания горячей смеси непосредственно перед дорожным катком.
    4. Неравномерная текстура поверхности. Этот дефект появляется из-за того, что состав расслаивается, понижается его температура или же он просто неправильно подается на укладчик. Чтобы устранить изъян, нужно определить причину его появления и проконтролировать работу асфальтоукладчика.
    5. Растрескивание. Данный дефект может проявиться еще в самом начале укаточного процесса. Проблема может крыться в чрезмерной пластичности состава или его высокой температуре. Реже поверхность трескается из-за большой температурной разницы между смесью и основанием. В этом случае асфальтовый состав проверяется и корректируется, подправляется уплотняющий режим. Может помочь так же замена звеньев дорожных катков.
    6. Битумные пятна на поверхности. Этот изъян возникает в самом начале эксплуатации. Это может сделать покрытие более скользким, особенно, если идет дождь. Причиной такого дефекта является слишком большое количество битума в составе смеси, ее расслоение, присутствие в ней воды. Возможно, что в самом основании содержится слишком много битума. Устранить этот недостаток можно путем контроля уровня влаги и битума в смеси, изменения ее состава. В крайнем случае, жирные пятна можно посыпать мелким песком.
    7. Низкое качество швов соприкасания полос. Такая неприятность может произойти в том случае, если не соблюдать правила укладки. Естественно, что устраняется она путем строгого соблюдения технологии укладки асфальтового покрытия. Также специалисты рекомендуют разогревать холодные спайки газовыми горелками, а затем подкатывать их катком.
    8. Неодинаковая толщина слоев. Брак такого типа возникает либо из-за того, что выглаживающая плита не отрегулирована, либо из-за того, что сам укладчик ехал слишком быстро. В этом случае необходимо скорректировать работу асфальтоукладывающей машины.
    9. Продольные трещины. Изъян такого рода возникает по причине того, что нижний слой плохо утрамбован. Когда каток движется, то этот слой смещается. В результате этого и появляются трещины. Устранить дефект можно лишь частично, и то пока смесь еще не остыла.
    Читайте также:
    Стоит ли производить утепление потолка бани пенопластом?

    Видео. Как делают асфальт ?

    Видео. DYNAPAC SD2500C: потрясающее качество укладки асфальта

    Технология укладки асфальта

    Качество покрытия дороги во многом определяется методом его укладывания. Асфальт, кроме литых его разновидностей, требует уплотнения, без которого он не способен набирать необходимую плотность. Рассмотрим порядок укладывания асфальта горячего и холодного типа.

    Уплотнение покрытия дорог

    Уплотнение представляет собой завершающий этап образования поверхностного слоя дороги. В зависимости от марки асфальта, температуры укладываемой смеси, содержания в ней битума и от используемого оборудования может изменяться эффективность проведения процесса укладки.
    Смеси, в которых содержится большое количество дробленого песка, с большим трудом поддаются процедуре уплотнения, хотя эта операция является важнейшей: именно по причине плохого уплотнения асфальта происходит 50% разрушений автодорог.

    Процесс уплотнения

    Благодаря уплотнению, в асфальте формируется структура, гарантирующая высокую прочность слоя. Данный процесс приводит к следующим переменам в составе:

    • твердые частицы сближаются с повышением твердости материала;
    • выжимание из структуры воздуха приводит к понижению пористости и повышает водостойкость покрытия и его устойчивость к морозам;
    • в каждой единице объема возрастает число связей, отчего покрытие дороги становится надежным и долговечным;
    • улучшается способность восприятия температуры, уплотненный асфальт меньше реагирует на холод или жару.

    Способы уплотнения

    Увеличить плотность асфальта можно несколькими способами, которые выбираются из условия экономических показателей и выгоды и требуемых объемов дорожной работы.
    Укатывание заключается в перекатывании по поверхности асфальта металлического барабана или накачанной воздухом шины. Остаточное деформирование в слое при уплотнении устремляется к нулевому показателю. Слой получается крепким и плотным. Степень уплотнения после укатки исключает доуплотнение слоя под действием движущихся автомашин. Укатывание выполняется специальными механизмами – асфальтоукладчиками.
    Вибрирование – воздействие на асфальт колебаний, частота которых совпадает с его собственной. Применяются вибромашины.

    Наилучший итог достигается при правильной температуре, которая на 60оС больше температуры размягчения применяемого вяжущего. Средняя температура равняется 105–120оС.

    Коэффициент уплотнения асфальта

    Чтобы испытать уложенное дорожное покрытие, на площади 700 квадратных метров высверливаются три образца. При работе с горячим асфальтом пробы отбираются спустя 1-3 дня после укладки, а если асфальт холодный, то через 15-30 дней. Для разных смесей асфальта образцы должны иметь следующие параметры:

    • для песчаных асфальтов – диаметр 50 мм и вес 1 кг;
    • для покрытий с мелким зерном – 70 мм и 2 кг;
    • для покрытий с крупными зернами – 100 мм и 6 кг.

    Из взятых образцов вырубаются три пробы в форме параллелепипеда со сторонами 50-100 мм. Коэффициент уплотнения определяется по следующей технологии:

    • после просушивания образцы остужают и производят взвешивание на воздухе;
    • рассчитывается реальная плотность материала;
    • по трем пробам рассчитывается средняя величина;
    • пробы и взятые керны в термошкафу нагревают до расчетной температуры;
    • образцы подвергают измельчению, затем прессуют при давлении 40 Мпа, после чего заменяют высоту образца;
    • если пробы брались от горячей смеси, их после виброуплотнения доуплотняют прессом;
    • плотность переформированных проб вычисляется на основании полученных данных, после чего подсчитывают средний показатель;
    • расчет коэффициента уплотнения производится путем деления плотности фактической на стандартную. В случае незначительности этой величины асфальт признается уплотненным недостаточно.
    Читайте также:
    Укладка пеноплекса на пол

    Стандартом предусмотрены следующие параметры коэффициента уплотнения асфальтового покрытия:

    • для холодной смеси – не меньше 0,96;
    • для горячей смеси типа В – не меньше 0,98;
    • для горячих смесей типов А и Б – не меньше 0,99.

    Технология уплотнения асфальта

    В процессе уплотнения асфальта важнейшим требованием является выполнение данной процедуры при максимально возможном нагреве асфальта.

      Повышенная температура порядка 100 – 140оС приводит к уменьшению вязкости, катком прилагаются усилия, ориентированные по касательной, превышающие сопротивляемость образованию сдвига. Для уплотняющего воздействия эти условия наиболее подходят.

    Твердость битумного вяжущего растет с остыванием смеси, отчего повышается необходимое усилие для уплотнения. Если смесь имеет температуру 70оС, по ней приходится втрое больше раз пройтись катком. Приходится преодолевать как трение песка и камня, так и силы, сцепляющие камни с битумом.

  • Наличие спецтехники с рабочими органами, обеспечивающими уплотнение, позволяет машинам самостоятельно выполнять уплотнительные работы. При этом получается максимально ровное покрытие.
  • Вид применяемых катков определяется в соответствии с конструкцией асфальтоукладчика и с усилием, с которым было выполнено предварительное укатывание. Обычно дополнительного уплотняют 5-6-тонными катками либо машинами на пневматическом ходу.
  • Время, требуемое на проведение процедуры, определяется толщиной слоя, типом асфальта и погодой, при которой выполняются работы. Если работа приводится в мороз при -10оС и ниже, она займет несколько минут.
  • Акт пробного уплотнения

    Это акт является одним из видов технической документации, которая разрабатывается при строительстве дорог. Такой акт составляется, когда проведены исследования, и включает в себя:

    • наименование объекта и его сокращенные характеристики;
    • характеристики применяемого асфальта;
    • условия, в которых выполнялось уплотнение – температурные показатели асфальта и окружающей среды;
    • параметры асфальтоукладчика;
    • скорость укатывания и количество проходов;
    • результаты исследований в лаборатории, замеры размеров покрытия, плотности и коэффициент уплотнения.

    Составляют акт сотрудники лаборатории и представители производителя.

    Процесс укладки асфальта

    Выполненное асфальтовое покрытие должно отвечать условиям стандартов. При отклонениях на любой стадии дорожное полотно начнет быстро разрушаться, и потребуются расходы на выполнение ремонта.
    Основные этапы работ по укладке асфальтового покрытия

    1. геодезические исследования – определение состава грунта, глубины залегания вод и другие;
    2. подбор оптимального вида асфальта, учитывающий особенности грунта и предъявляемые к дорожному полотну требования;
    3. подбор требуемого оборудования;
    4. определение времени введения в эксплуатацию;
    5. укладка дорожного полотна.

    Необходимое оборудование

    Строительство дороги начинается с выполнения подготовительных работ. Прежде всего, снимается верхний грунт, убираются корни растений, способные разорвать асфальт, формируется дренажная система.
    Следующий этап работ – закладка основания. Им может служить монолитный бетон, но это существенно увеличивает стоимость дорожного строительства. Обычно в качестве основания используют щебень, закладываемый в несколько слоев. Самым нижним укладывается крупный щебень с размерами камней до 70 мм. Его назначение – отведение грунтовых вод. Целью среднего слоя, состоящего из камней размером до 40 мм, является равномерное распределение нагрузки. Верхний слой, размеры камней в котором не больше 20мм, повышает плотность верхнего слоя покрытия дороги.
    Сама укладка асфальта выполняется с помощью асфальтоукладчика. Это гусеничный или тракторный агрегат с закрепленным на нем утрамбовывающим брусом или выглаживающей плитой, которая может быть статической или вибрирующей. Смесь загружается с доставившего ее грузовика прямо в принимающий бункер, из которого она шнеками распределяется равномерно на ширину укладки асфальта.
    Асфальтоукладчики бывают разной производительности и мощности, так что для разных строительных условий можно использовать различные агрегаты. Использование машин на гусеничном ходу гарантирует получение ровного покрытия, а для узких городских улиц более пригодны модификации на колесах. Ширина укладываемой поверхности – важная техническая характеристика, с увеличением которой возрастает экономичность асфальтирования.
    Чтобы выполнить окончательное уплотнение асфальта, могут выбираться разнообразные механизмы, соответствующие типу асфальта. Это легкие катки весом до 4 тонн, средние – до 6 тонн, тандемы и вибрационные плиты.

    Необходимый персонал

    В зависимости от объемов строительных работ изменяется количество работников, выполняющих укладку. Обычно для работы нужны такие специалисты:

    • машинист, управляющий асфальтоукладчиком;
    • водитель автомобиля-самосвала, доставляющего асфальт;
    • бригада дорожных рабочих – 5-10 человек.

    Особенности технологии асфальтоукладки

    Предпочтительное время года для выполнения асфальтоукладочных работ – теплое, выше 10 градусов тепла осеню и выше 5 градусов – весной. Исключение могут составлять только работы по ремонту. Все асфальтовые смеси в соответствии с ГОСТами делятся на две группы:

    • рассчитанные на укладку при окружающей температуре не ниже +5оС;
    • укладываемые в диапазоне температур от -25оС до +5оС.

    Процесс выполняется одинаково, а нагрев асфальта может быть разным при различных параметрах толщины покрытия, типа асфальта и погоды. Под дождем укладывать асфальт нельзя. Играет роль даже скорость ветра, при котором производится укладка асфальта.
    Важнее всего доставить асфальт на участок выполнения работ при нужной температуре, поэтому необходимо проделать это за минимальное время. С этой целью процесс загрузки асфальта в укладчик производится непрерывно. Если поставка прерывается, остатки смеси из бункера не удаляют, чтобы не остудить питатель. Бункер просто закрывается до тех пор, пока поставка не будет возобновлена. К моменту завершения работы смесь необходимо полностью израсходовать, чтобы она не оставалась ни в бункере, ни на шнеках.
    Асфальтоукладчик перемещается с постоянной скоростью 2,5-3 метра в минуту. При загрузке теплого типа смесей утрамбовывающий брус остается включенным, холодные смеси требуют его выключения. После уплотняющей процедуры обрубаются и подрезаются кромки уложенного асфальта.

    Читайте также:
    Соединение автоматов в щитке гребенкой и перемычками

    Если после работы есть не уложенные полоски в недоступных укладчику местах, асфальт допускается уложить лопатами с разравниванием металлическими катками. Используемый при укладке ручной инструмент требуется прогревать перед выполнением работы.

    После завершения укладки немедленно уплотняется асфальт с помощью катков, виброагрегатов и т.д. Поврежденные участки уплотненной поверхности вырубают, покрывают прогретым битумом, снова засыпают асфальтом и уплотняют. При укладке постоянно проверяется толщина слоя и контролируется температура укладываемой смеси.

    Стоимость работ

    В цену работ по укладке дорожного покрытия включается само асфальтирование и ряд работ для подготовки к процессу:

    1. направление специалиста для осмотра места выполнения работ возможно бесплатно, а может и стоить до 3500 рублей;
    2. уборка почвы под дорожное полотно оценивается в 320-420 рублей за квадратный метр;
    3. изготовление основания дороги из бетона оценивается в 600-700 рублей за каждый квадратный метр;
    4. щебеночное основание зависит от характеристик щебня и может оцениваться в 195-300 рублей за квадратный метр;
    5. основание из песка, устраиваемое для пешеходных путей, обходится в 100 рублей за квадратный метр;
    6. бордюрный придорожный камень укладывается из расчета 800-850 рублей за погонный метр.
    7. асфальтирование на мелком щебне стоит 440-550 рублей за квадратный метр;
    8. щебеночно-мастичное основание оценивается в 460-790 рублей за квадратный метр;
    9. песчаное асфальтирование стоит 390-500 рублей за квадратный метр.

    Ямочный ремонт асфальта

    На сегодняшний день асфальт является основным материалом, используемым при строительстве дорог. Асфальт различного типа используют для шоссе и городских улиц и пешеходных проходов. Им также гидроизолируют туннели и крыши, обустраивают полы.
    При ямочном ремонтировании в зимнее время используется холодная смесь, которая менее зависима от температурных параметров окружающей среды, а движение транспорта обеспечивает доуплотнение уложенной смеси. Если ремонт производится в теплый сезон, применяется высокоплотная горячая смесь.

    Технология ямочного ремонта

    Производится ямочный ремонт просто, особенно если размеры трещин и выбоин невелики. Такой ремонт можно выполнять с использованием ручных инструментов по следующей технологии:

    • размечается участок, ремонт которого необходим;
    • размеченные поврежденные места обрубаются по контуру с применением швонарезчиков, отбойных молотков и бетоноломов, а если объемы работ велики, используются фрезы;
    • выбоины очищаются от крошки;
    • очищенная выбоина обрабатывается битумом, что может выполняться автогудронатором или вручную;
    • подвозить горячий асфальт при обработке больших участков целесообразно грузовиками, но если размеры повреждений невелики, и эти места имеют значительный разброс, лучше использовать ремонтеры, обеспечивающие прогрев смеси и исключающие риск ее застывания;
    • смесь, имеющая заданную температуру, заливается в подготовленную выбоину асфальтоукладчиком или вручную. Если поврежденное место глубоко вырублено, в него предварительно помещают щебень. Укладка асфальта производится с учетом предстоящего укатывания;
    • для укатывания асфальта в выработках используются катки, а также специальная техника.

    Расход асфальта

    Для расчета расхода асфальтовой смеси учитывается толщина слоя, потребного для укладывания или для ремонта, а также площадь покрываемого участка. Необходимая толщина асфальта определяется назначением участка. Так, если необходимо заасфальтировать участок для придомовой стоянки, потребуется уложить слой асфальта толщиной 4-5 сантиметров, так как на этом участке не ожидается движение большегрузного автотранспорта.
    Чтобы весь участок покрыть асфальтом, его потребуется 10 кв.м. х 0,05 м х 2200 кг/куб.м. В этой формуле последняя цифра – плотность асфальта. В результате получаем потребность в смеси для укладки рассматриваемого участка – 1100 кг смеси. Один кубометр асфальта вмещает примерно 2250 кг, так что для стоянки пойдет 1100 кг / 2250 кг = 0,49 кубического метра.
    Правильная укладка с укатыванием асфальта не менее важны для получения качественного покрытия дороги, чем точное приготовление смеси и ее правильный выбор. Если технология будет нарушена, покрытие дороги быстро разрушится.

    Как правильно укладывать асфальт: технология и оборудование

    Каждый владелец земельного участка рано или поздно сталкивается с вопросом организации удобного подъезда к своей территории и комфортному перемещению по ней. Например, сделать площадку для стоянки автомобиля перед своим домом или вымостить дорожки, чтобы не пачкать обувь грязью в дождливую погоду. На строительном рынке сегодня представлен большой ассортимент покрытий с помощью которых можно решить любую подобную задачу. Одним из таких покрытий является асфальтовое как самое популярное и доступное.

    В этой статье мы подготовили рекомендации по укладке асфальта и нанесению разметки.

    1. Из чего состоит асфальт?
    2. Битум
    3. Песок
    4. Щебень или гравий
    5. Горячая и холодная укладка асфальта
    6. Технология укладки горячего асфальта
    7. Холодная укладка асфальта своими руками
    8. Нанесение разметки и знаков

    Из чего состоит асфальт?

    Прежде чем говорить об укладке нужно разобраться из чего же состоит асфальтовое покрытие. Асфальт — это смесь битума с сыпучими материалами: песок, щебень или гравий. В зависимости от назначения дорожного покрытия процентное соотношение компонентов может изменяться. Например, нет смысла использовать щебень для парковочной площадки возле дома, так как он позволяет выдержать высокое давление, что необходимо для покрытия дорог общего пользования и автомагистралей. Для обычных дорожек и автомобильных площадок рекомендуется использовать до 10% щебня из-за отсутствия большой нагрузки на покрытие.

    Битум

    Битум относится к смолоподобным продуктам которые получаются в результате переработки нефти. Является связующим компонентом асфальтовой смеси. Количество варьируется от 2 до 11% в зависимости от назначения дорожного покрытия. Чем выше нагрузка тем больше битума содержится в асфальте.

    Песок

    Песок выступает мелкодисперсным наполнителем и позволяет равномерно распределить внешнюю нагрузку на полотно. При приготовлении асфальта используется только чистый песок так как от этого зависит итоговый показатель прочности полотна.

    Щебень или гравий

    Как говорилось выше, щебень применяется для повышения прочности асфальта к внешних нагрузкам. Если планируется передвижение по площадке техники свыше 5 тонн, например, при организации подъезда грузовых автомобилей к месту строительства, то наличие щебня до 15 мм в составе асфальта является необходимым условием. Такой асфальт хорошо справится с большим давлением от шин.

    Читайте также:
    Соединение автоматов в щитке гребенкой и перемычками

    В составе асфальта для пешеходных дорожек применяется гравий до 3-5 мм, который является отличным амортизатором и наполнителем.

    Горячая и холодная укладка асфальта

    Самым распространенным способом является горячая укладка, так как такой способ обеспечивает надежное и прочное покрытие, которое может выдерживать нагрузку вплоть до 15 тонн без деформации, чего не могут гарантировать другие виды дорожных покрытий. Также такой метод считается самым выгодным по затратам, если брать в расчет большие объемы.

    Стоит отметить, что технология горячей укладки подразумевает работу со смесью высокой температуры до 120 °С, что в бытовых условиях довольно опасно!

    Высокая температура необходима для приготовления однородной смеси, в противном случае надежность такого покрытия будет некачественным. Среди плюсов следует отметить долговечность, ввиду высокой степени устойчивости к воздействию внешней среды. Среди недостатков — в сильную жару асфальт может деформироваться и становится экологически опасным.

    Набирает популярность холодный асфальт который представляет из себя смесь на основе полимерно-каучуковых битумов. В основном применяется для ремонта ям, трещин и выбоин на дорогах, а также для облагораживания приусадебных участков. Является экологически чистым материалом так как не содержит растворителей и пластификаторов. Широкий температурный диапазон позволяет использовать его в сильную жару до +40 ºС и сильный мороз до -20 ºС.

    Ниже мы рассмотрим как правильно укладывать асфальт своими руками.

    Технология укладки горячего асфальта

    Для горячей укладки асфальта потребуются следующие материалы и инструменты: металлическая бочка, топор, лопата, швабра, ручной каток весом 100-120 кг или виброплита, ручная трамбовка, битум, песок, щебень или гравий.

    1. Асфальт нужно укладывать в сухую погоду. Поверхность для укладки должна быть заранее подготовлена. Верхний слой земли нужно снять, примерно 4-5 см. На его место насыпать и утрамбовать сначала слой песка, затем мелкозернистой щебенки для создания устойчивой подушки.
    2. Далее нужно растопить битум, установив металлическую бочку на каменное основание в котором будет гореть огонь. Битум нужно порубить на куски топором. Чем меньшего размера будут куски, тем быстрее получится их растопить. Перемешивать лучше всего старой лопатой, так как после укладки асфальта она придет в непригодность. Все работы лучше всего проводить непосредственно возле места укладки, чтобы асфальт не успел остыть при его транспортировке.
    3. Когда битум растопится и закипит нужно начать добавлять песок и гравий. Добавлять нужно постепенно, тогда будет легче перемешивать эту смесь.
    4. Затем совковой лопатой нужно начать выкладывать смесь на подготовленную поверхность. Для этих целей отлично подходит совковая лопата. Для разравнивания слоя асфальта нужно использовать деревянную швабру. Чтобы увеличить плоскость соприкосновения к ней можно прибить доску.
    5. После разравнивания нужно использовать ручной каток для укатывания. Барабан нужно обязательно смочить водой! Если нет катка, то можно использовать виброплиту или ручную трамбовку. После окончания работ покрытию нужно дать отстояться не менее 6 часов.

    В результате получается прочное покрытие которое с легкостью выдержит легковой автомобиль.

    Холодная укладка асфальта своими руками

    Технология укладки холодного асфальта существенно легче и проще чем горячего. Смесь уже продается в готовом виде в удобных пакетах и ведрах. Для укладки потребуются следующие инструменты: ручной каток, виброплита или ручная трамбовка, швабра.

    1. Для начала нужно подготовить поверхность. Снять верхний слой земли 4-5 см и насыпать слой песка, затем щебени и все хорошо утрамбовать.
    2. Насыпать первый слой смеси, разровнять шваброй и прокатать ручным катком или виброплитой. Если у вас нет этих средств, то можно обойтись и ручной трамбовкой. Затем нужно выдержать паузу 10-15 минут и уложить таким образом второй слой. Хорошие показатели прочности показывают три слоя асфальта.
    3. Через 24 часа покрытие готово к использованию.

    При укладке холодного асфальта важно качественно его утрамбовать, чтобы исключить попадание воды в щели и тогда такое покрытие будет долго служить.

    Нанесение разметки и знаков

    Нанесение линий и знаков термопластиком или краской позволит разметить асфальтовое покрытие и указать необходимые предупреждения. Например, на площадке перед домом нужно разметить парковочные места для машин. Или нанести предупреждающий знак об опасности для водителей. Для этих целей наиболее оптимально подходит термопластик так как он износостоек, имеет хорошую агдезию с асфальтом и у него длительный срок эксплуатации. Наносить термопластик нужно с помощью специального оборудования, так как требуется постоянно поддерживать высокую температуру в котле и тщательно перемешивать пластичную массу.

    Если нет возможности использовать специализированное оборудование, то нужно соблюдать следующие рекомендации:

    1. Асфальтовая поверхность должна быть сухой и чистой, тогда пластик будет надежно держаться на покрытии.
    2. Температура плавления пластика находится в диапазоне от 140 до 180 ºС. После того как пластик расплавился его нужно постоянно перемешивать, чтобы избежать появления сгустков.
    3. Для нанесения термопластика нужно использовать готовые формы которые позволят пластичной массе застыть на асфальте.
    4. Время остывания термопластика составляет всего несколько минут.

    Мы рассмотрели два способа укладки асфальта благодаря которым можно получить качественное и прочное покрытие. Первый способ выгоден при асфальтировании больших площадей. А второй — для обустройства приусадебного хозяйства. В любом случае, правильно уложенное асфальтовое покрытие выдержит большие нагрузки и будет очень долго служить.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: